Зубчатая передача относится к передачам зацеплением с непосредственным контактом пары зубчатых колес и предназначена в основном для передачи вращательного движения. Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее – колесом. Термин «зубчатое колесо» относится как к шестерне, так и к колесу. Зубчатые передачи – самый распространенный вид механических передач, так как могут надежно передавать мощности от долей ватт до десятков тысяч киловатт при окружных скоростях до 150 м/с.
Достоинства:
высокая нагрузочная способность;
малые габариты (рис. 4.1);
большая надежность и долговечность (до 40 000 ч);
постоянство передаточного числа;
высокий КПД (до 0.97-0.98 в одной ступени);
сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;
простота обслуживания.
Недостатки:
высокие требования к точности изготовления и монтажа;
шум при больших скоростях;
высокая жесткость, не позволяющая гасить динамические нагрузки.

Рисунок 4.1 – Основные параметры зубчатого колеса
1) Высота головки зуба hа:
, 2)Высота ножки зуба hf:
,
3) Высота зуба h:
, 4) Диаметр окружности вершин зубьев da:
,
5) Диаметр окружности впадин зубьев df:
, 6)Толщинаободаа:
,
7) Толщина диска, связывающего ступицу и обод С:
, (4.31)
8)Диаметр ступицы dст:
,
9)Длина ступицы lст:
, 10) Внутренний диаметр обода Dk:
,
11) Диаметр отверстий в диске Dо:
,
12) Диаметр окружности центров отверстий Dотв:
,






