Заклепочные соединения – наиболее старинная разновидность неразъемных соединений. Конструктивно заклепочное соединение сравнительно просто (рис. 21.1) и его выполнение осуществляется следующим образом. В совмещенные отверстия соединяемых деталей вставляют заклепку, которая представляет собой цилиндрический стержень с закладной головкой. Затем, осаживая (заклепывая) выступающий конец заклепки, образуют вторую замыкающую головку. Заклепки стандартизованы для диаметров d до 37 мм, причем каждому d соответствует несколько нормальных длин l. Диаметр отверстия под заклепки do делается на 0.5–1.0 мм больше диаметра заклепки.
Клепку (осаживание стержня) можно производить вручную или машинным способом (пневматическими молотками, прессами и т.п.). При диаметре стальных заклепок до 12 мм применяют холодную клепку, при большем диаметре стержень частично или полностью нагревают.
![]() |
Рис. 21.3. Заклепочное соединение
Заклепки изготовляют, как правило, из пластичных материалов (сталь 2, 3, 10, 15, латунь, медь, алюминий), легко деформируемых в процессе клепки. Во избежание электрохимической коррозии заклепки ставят из того же материала, что и соединяемые детали.
Достоинства:
хорошо работают в конструкциях, подверженных резко выраженной вибрационной нагрузке (корпуса самолетов и др.);
в соединениях из трудносвариваемых металлов или материалов, не допускающих нагрева и последующего коробления при сварке.
Недостатки:
большой расход металла;
повышенная трудоемкость.
Увеличение расхода металла связано с наличием отверстий в соединяемых элементах и большим весом заклепок и накладок. Трудоемкость соединения обусловлена необходимостью выполнения дополнительных операций (разметка, пробивка или сверление отверстий) и сложностью технологии процесса клепки.
В современном машиностроении заклепочные соединения постепенно вытесняются более прочными и технологичными – сваркой и склеиванием.
В зависимости от конструкции соединения применяют различные типы заклепок: с полукруглой головкой, с потайной головкой, с полупотайной головкой, полые.
По назначению заклепочные соединения принято разделять на следующие группы:
а) прочные, обеспечивающие прочность, – применяются в металлоконструкциях (фермы, рамы и т.п.);
б) прочноплотные, обеспечивающие прочность и герметичность, – применяются в котлах и резервуарах.
По конструктивному признаку различают однорядные и многорядные, односрезные и многосрезные, нахлесточные и стыковые с накладками заклепочные соединения.







