Хадис звучит так: «Я[611] — город знания, а ‘Али — его врата». Этот хадис недостоверен. Ни его иснад, ни сам текст не выдерживают критики.
Его приводит аль-Хаким от Ибн ‘Аббаса двумя путями[612].
Путь первый — от Абу ас-Сальта аль-Харави. Абу Хатим сказал о нём: «По моему мнению, он не относится к числу надёжных передатчиков». Аль-Укайли сказал: «Мерзкий рафидит». Ибн Ади сказал: «Ненадёжный (муттахам)». Ан-Насаи сказал: «Не заслуживает доверия». Ад-Дури передаёт, что Йахйа ибн Маин считал его надёжным.
Путь второй — в иснаде два ненадёжных передатчика — Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаким и аль-Хасан ибн Фахм, а также аль-Амаш Сулейман ибн Михран, мудаллис, и в этом хадисе как раз использована форма «от такого-то», использование которой не допускается в случае с мудаллисом.
Если говорить о самом хадисе, то большинство учёных считали его слабым.
Аль-Бухари сказал: «Отвергаемый хадис (мункар), не имеющий достоверной версии» [613].
Абу Хатим сказал: «У него нет основы (то есть это сообщение не существует как хадис)» [614].
|
|
Аль-Укайли сказал: «В этом тексте нет ничего достоверного» [615].
Ибн Хиббан сказал: «У него нет основы» [616].
Ад-Даракутни сказал: «Хадис-мудтариб, ничем не подкрепляемый»[617].
Ибн аль-Джаузи сказал: «Недостоверный хадис, не имеющий под собой никаких оснований» [618].
Ан-Навави, аз-Захаби. Ибн Таймийя и аль-Альбани сказали: «Присочинённый хадис (мавду‘)»[619].
Что касается текста хадиса, то он отвергаем по нескольким причинам: об учёном не говорят «город знания», поскольку город — нечто, имеющее границы. Говорят «океан знаний» и так далее.
Если бы посланник Аллаха r действительно произнёс эти слова, назвав ‘Али вратами города знаний, из этого следовало бы, что он послан ко всему человечеству, а не Мухаммад.
Кроме того, знание от посланника Аллаха r передавал не только ‘Али, но и его жёны, сподвижники и так далее.
И как можно после этого говорить, что нельзя получать знание Мухаммада кроме как через врата, коими является ‘Али?
Глава десятая