Хадис о двух сокровищах

Посланник Аллаха r сказал: «Я оставил вам два сокровища, крепко держась за которые, вы никогда не впадёте в заблуждение: Книгу Аллаха и членов моей семьи» [588].

Те, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом, приводят этот хадис в качестве подтверждения своего мнения. Они говорят, что если нужно крепко держаться за потомков посланника Аллаха r, значит, они и должны быть правителями мусульман.

Однако это утверждение неверное по нескольким причинам:

1. Достоверность этого хадиса и возведение его к посланнику Аллаха r поставлено под сомнение учёными-хадисоведами. Достоверно известно, что посланник Аллаха r оставил своей общине завет относительно Книги Аллаха, велев им придерживаться её. Он также завещал соблюдать права членов его семьи и помнить о велениях Аллаха в отношении к ним. Об этом упоминается в «Сахихе» Муслима. Зейд ибн Аркам передаёт: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха r остановились у источника в Хумме, что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”» [589].

Таким образом, посланник Аллаха r велел крепко держаться за Книгу Аллаха. Что же касается членов его семьи, то он наказал заботиться о них и уважать их, а также соблюдать их права, которыми наделил их Аллах.

Мы знаем также хадис Джабира, в котором посланник Аллаха r сказал: «Я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха» [590]. И в этом хадисе не содержится упоминания о членах семьи посланника Аллаха r.

2. Кто является членами семьи посланника Аллаха r? Из приведённого выше хадиса следует, что ими являются все, кому запрещено брать что-либо из закята, то есть все хашимиты (бану Хашим), а согласно некоторым утверждениям, и бану ‘Абду-ль-Мутталиб ибн ‘Абд Манаф.

Кто же ближе к тому, чтобы «крепко держаться» за членов семьи посланника Аллаха r — сунниты или шииты? У шиитов нет иснадов, восходящих к посланнику Аллаха r, и они сами признают это. Свои книги они нашли в готовом виде и сказали: «Передавайте эти сообщения, ибо они — истина»[591].

Аль-Хурр аль-‘Амили и другие шиитские имамы признают, что у шиитов вообще нет такого понятия как иснады и они не смотрят на иснад приводимого ими сообщения[592]. А если сообщения без иснадов, то как можно утверждать, что они действительно передаются от членов семьи посланника Аллаха r? На самом деле именно мы являемся последователями членов семьи посланник Аллаха r и ценим их должным образом, не умаляя их достоинств и не восхваляя их чрезмерно. Мы следуем словам посланника Аллаха r: «Не превозносите меня так, как христиане превознесли ‘Ису ибн Марйам. Поистине, я — Его раб, а потому говорите: раб Аллаха и Его посланник» [593].

3. Самыми большими знаниями из членов семьи посланника Аллаха r обладал ‘Али ибн Абу Талиб. За ним следовал ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, который утверждал, что Абу Бакр и ‘Умар имели больше прав стать халифами, чем ‘Али. Более того, сам ‘Али говорил, что лучшими людьми после посланник Аллаха r были Абу Бакр и ‘Умар[594]. И сами шииты утверждают, что ‘Али сказал: «В качестве советника я лучше для вас, чем в качестве правителя» [595].

4. Этот хадис подобен другим словам посланника Аллаха r: «Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна» [596].

Посланник Аллаха r также сказал: «Следуйте моей Сунне и сунне праведных халифов после моей смерти и крепко держитесь за них» [597].

Посланник Аллаха r также сказал: «Берите пример с Абу Бакра и ‘Умара после моей кончины» [598].

Посланник Аллаха r также наказывал людям следовать ‘Аммару и Ибн Мас‘уду[599].

Однако все эти хадисы не указывают на то, что эти люди должны были стать правителями. Они свидетельствуют только о том, что эти люди следовали путём посланника Аллаха r. Мы же говорим: члены семьи посланника Аллаха r не могли впасть в заблуждение все вместе. Всё дело в их сторонниках, о которых мы сказали уже немало…[600]

Глава седьмая

Хадис об ‘Али и посланнике Аллаха r

Посланник Аллаха r сказал: «‘Али — от меня и я — от него, и делать что-либо от моего имени могу только я и ‘Али» [601].

Те, кто считает, что именно ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланник Аллаха r, утверждают, что этот хадис подтверждает их точку зрения.

Хадис передаёт Абу Исхак ас-Сабии, известный мудаллис (подтасовщик), часто передающий хадисы слабых передатчиков под видом хадисов от надёжных передатчиков. Если он ясно говорит, что «передал такой-то», тогда его хадис считается достоверным и надёжным. Если же подобной ясности и однозначности нет, то мы не считаем такой хадис ни достоверным, ни слабым, то есть никак не оцениваем его.

Абу Исхак аль-Джузджани сказал: «Среди жителей Куфы были люди, которые не питали симпатии к их мазхабу (шиизму). Это главные знатоки хадисов в Куфе: Абу Исхак, аль-А‘маш, Мансур, Зейд и другие. Это были люди, известные своей правдивостью и передачей достоверных хадисов, и когда им попадался хадис-мурсаль с пропущенным первым передатчиком, они не передавали его, боясь, что он может оказаться недостоверным. Что же касается Абу Исхака, то он передавал от малоизвестных передатчиков. И такие сообщения не получили распространения среди ученых, кроме сообщений, которые передавал Абу Исхак.

Посланник Аллаха r сказал это, имея в виду следование и взаимопомощь. О Джуляйбибе, который убил семерых врагов и сам пал смертью храбрых, посланник Аллаха r также сказал: «Он — от меня, и я — от него» [602].

И то же самое посланник Аллаха r сказал об ашарийцах[603].

Таким образом, эти слова посланника Аллаха r нельзя рассматривать как указание на то, что ‘Али должен был стать первым халифом. Это лишь указание на то, что посланник Аллаха r и ‘Али следовали одним путём. ‘Али подчинялся ему, и их связывало родство, и между ними была взаимная помощь и поддержка. Поэтому посланник Аллаха r и сказал: «‘Али от меня, и я — от него».

Глава восьмая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: