Хадис о преемнике

Сообщается, что посланник Аллаха r сказал, указывая на ‘Али: «Это мой брат и преемник, и мой халиф после меня. Слушайте же его и повинуйтесь ему».

Согласно некоторым утверждениям, это были сорок человек из бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Учёные подвергли критике как иснад этого хадиса, так и его текст.

Если рассматривать иснад, то в нём ‘Абду-ль-Гаффар ибн аль-Касим Абу Марйам аль-Куфи, о котором Ибн Касир утверждает, что этот хадис передаёт только он [620]. Ибн аль-Мадини утверждает, что этот человек присочинял хадисы. А Абу Хатим и ан-Насаи сказали: «Его хадисы не принимаются»[621].

Если же говорить о тексте, то он также отвергаем по нескольким причинам. Во-первых, в те времена в бану ‘Абду-ль-Мутталиб ещё не было сорока мужчин. В бану ‘Абду-ль-Мутталиб входили: Абу Талиб, Абу Ляхаб, аль-Гайдак, Кусам, Хиджль, аль-Мукаввим, Дырар, аль-‘Аббас, Хамза, ‘Абду-ль-Ка‘ба, аз-Зубайр, ‘Абдуллах и аль-Харис. До начала пророческой миссии Мухаммада r дожили только четверо из них. Это аль-‘Аббас, Хамза, Абу Талиб и Абу Ляхаб. Если говорить об их потомстве, то у Хамзы в то время были маленькие дети, которые не оставили потомства, у аль-‘Аббаса старший сын аль-Фадль родился спустя пять лет после начала пророческой миссии. У Абу Талиба было четыре сына: Талиб, ‘Акыль, Джафар и ‘Али (самый младший). У Абу Ляхаба было три сына: ‘Утба, ‘Утайба и Му‘аттаб. Аль-Гайдак не оставил потомства. У Хиджля был сын Марра. Аль-Мукаввим не оставил потомства мужского пола. У аз-Зубайра был сын ‘Абдуллах, который не оставил потомства. У аль-Хариса было семь сыновей: Абу Суфйан, Раби‘а, Науфаль, ‘Абд Шамс, ‘Абдуллах, Умаййа, ‘Убайда… Где же сорок мужчин?

Очевидно, что там не было сорока мужчин.

Посланник Аллаха r не мог сказать: «Кто из вас поддержит меня в моём деле, тот из вас будет моим братом и преемником», потому что отвечающих этим требованиям было много, и все они никак не могли быть преемниками посланник Аллаха r и халифами.

Хамза, Джа‘фар и ‘Убайда ибн аль-Харис поддерживали посланника Аллаха r и сделали для религии больше, чем ‘Али.

‘Али в то время было от 8 до 10 лет.

Их утверждение о том, что он велел Абу Талибу слушать своего сына (‘Али) и повиноваться ему, также ложное, потому что Абу Талиб не пожелал повиноваться посланнику Аллаха r, так неужели он стал бы повиноваться своему малолетнему сыну?!

Это главные доказательства тех, кто считает, что ‘Али должен был стать первым халифом мусульман после кончины посланника Аллаха r. Разумеется, существуют и другие сомнительные аргументы. Однако я не стал упоминать о них, потому что они не заслуживают упоминания, ибо вообще никак не подтверждают разбираемое нами утверждение.

Часть вторая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: