После посланника Аллаха r

Вне всяких сомнений, ‘Али t принадлежал к числу храбрейших сподвижников. Лев из львов Аллаха и меч из мечей Аллаха… С этим никто не спорит. Вопрос в другом - был ли он самым храбрым из них.

Храбрость бывает двух видов - как сила духа и отвага в сердце, и храбрость – в виде активного участия в сражениях.

Если первое — смелость и доблесть, то второе — всего лишь свидетельство того, что человек силён физически. Человек может быть силён духом, но слаб телом, или наоборот. Поэтому даже на поле боя можно увидеть человека, который разит врагов одного за другим, когда находится в окружении своих товарищей, защищающих и прикрывающих его, но стоит ему остаться одному, как становится очевидным, что он трус.

Бывает и наоборот: человек не убивает многих, однако он стоек и непоколебим как скала пред лицом испытаний и не знает страха. В этой смелости, которая есть сила духа, командующие войск и предводители людей, нуждаются даже больше, чем в силе тела.

Посланник Аллаха r был самым смелым из людей, если говорить о смелости как силе духа, несмотря на то, что, участвуя в стольких сражениях, он убил всего одного человека — Убаййа ибн Халяфа.

Известно, что в некоторых сражениях ‘Али и другие сподвижники даже вставали позади него, потому что он был отважнее их[622], хотя многие из них убили гораздо больше противников, чем посланник Аллаха r.

А самым смелым человеком после посланника Аллаха r был Абу Бакр, потому что ему пришлось пройти через то же, через что прошёл и посланник Аллаха r. И при этом он ещё и прикрывал собой посланника Аллаха r во время переселения и был рядом с ним во время битвы при Бадре, хотя и понимал, что язычники больше всего мечтают добраться до посланника Аллаха r и убить его, а как известно, больше всего рискует тот, кто находится рядом с посланником Аллаха r.

Если же говорить о количестве убитых противников, то в этом ‘Али тоже опередили, поскольку мы знаем сподвижников, которые убили больше врагов, чем ‘Али. В качестве примера можно привести Халида ибн аль-Валида и аль-Бара ибн Малика. Были и такие, которые не опередили его, но и не отстали от него, в частности аз-Зубайр, Тальха и Са‘д.

Глава вторая

‘Али — самый знающий из людей

Сподвижники подразумевали под словом «алим» либо того, кто правильно давал фетвы, либо того, кому посланник Аллаха r часто давал поручения.

Если говорить о первом, то Абу Бакр никогда не ошибался, давая фетвы в вопросах фикха. Более того, если по какому-то из этих вопросов между сподвижниками возникали разногласия, он устранял их, указывая на правильное мнение. А ‘Али, ‘Умар, ‘Усман и другие ошибались и расходились во мнениях. Аш-Шафи‘и даже выделил в «Аль-Умм» главу под названием: «Разногласия между ‘Али и Ибн Мас‘удом».

Что же касается поручений и заместительства, то посланник Аллаха r поручал Абу Бакру руководить молитвой и хаджем.

А Мансур ас-Самани утверждал о существовании согласного мнения мусульман (иджма‘) относительно того, что Абу Бакр t был более знающим, чем ‘Али t[623].

Глава третья

‘Али — самый близкий родственник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: