Состояние родители-я

Мы попадаем в состояние родители-я, если: думаем, говорим, действуем, реагируем, чувствуем так, как это делали наши родители или другие люди, пользовавши­еся у нас авторитетом в детстве. Однако это не означает, что они действительно так себя вели. Просто мы так восп­ринимали их поведение, и пережитое неизгладимо хра­нится в нашей памяти.

Поведение родители-я мы переняли не только от на­ших родителей, но и от людей, выполнявших роль родите­лей в наших глазах, например от старших братьев и сестер, учителей, бабушек и дедушек и других людей, которые оказывали на нас в раннем детстве соответствующее влия­ние. При этом не играет никакой роли, действительно ли эти авторитетные для нас люди вели себя так, как это хра­нится в нашей памяти, — мы переняли их поведение без всякой "фильтрации".

Представьте себе, что запоминающее устройство внутри нас — стереомагнитофон. На одной его дорожке хранится содержание когда-то услышанного нами в том виде, как мы его тогда воспринимали, на второй — записана наша реакция, связанная с теми ощущениями. Существование таких познаний экспериментально доказано в 1951 г. канад­ским нейрохирургом доктором Вильдером Пенфилдом.

В ходе экспериментов у пациента, находившегося под местным наркозом, раздражались слабым током опреде­ленные участки мозга. Делалось это с помощью малень­ких зондов. Пациент был в полном сознании и мог гово­рить. Когда Пенфилд касался электрическим зондом опре­деленных участков мозга, пациент вспомнил то, о чем, ка­залось, давным-давно позабыл. Повторное касание одного и того же места в мозгу приводило к появлению тех же са­мых воспоминаний.

Пациенты вспоминали все вплоть до мельчайших де­талей, словно в этот момент повторялась та же ситуация, и испытывали те же ощущения, что и тогда.

Критическое состояние родители-я хранит определенные заповеди, запреты, нормы, правила и всю совокупность предрассудков. Кормяще-заботливое состояние родители-я характеризуется проявлением таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, а также и чрезмерной забот­ливостью.

ПРИМЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛИ-Я

Кормяще-заботливое родители-я

Мастер говорит ученику, который неумело приступает к выполнению нового задания: "Карл-Хайнц, действуй спо­койно и у тебя все получится!" Женщина, имеющая боль­шой опыт работы на предприятии, обращается к коллеге-новичку: "Госпожа Шульце, вы сами справитесь или мне помочь вам?" Старшая по возрасту, опытная делопроизво­дитель говорит своей ученице (чрезмерно заботливо), кото­рая уже некоторое время выполняет эту работу и прекрас­но все успевает: "Оставь, Катя, я это сделаю за тебя".

Критическое родители-я

Мастер рабочему (слишком критично): "Неужели вы всегда работаете так плохо"? Шеф секретарше (дружески):

"Госпожа Мюллер, принесите мне, пожалуйста, чашечку кофе!" Часто это предложение рассматривают как состоя­ние взрослые-я. Но шеф исходит из критического родите­ли-я, так как он точно знает, что секретарша принесет ко­фе. В случае взрослые-я это звучало бы так: "Госпожа Мюл­лер, когда бы вы могли принести мне чашечку кофе?"

Менеджер другому менеджеру, очень определенно:

"Господин Шульце, я не готов взять на себя решение этой задачи. Она однозначно входит в вашу компетенцию". На­чальник сотруднице (слишком критично): "Вы не могли бы хотя бы раз правильно выполнить порученное дело! В последнее время вы работаете спустя рукава".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: