Обращенность к партнеру

Обращенность к партнеру может быть и позитивной и негативной. Позитивная обращенность вызывает чувство удовлетворенности и заполняет три основные потребности человеческой жизни: признание, чувство самооценки, уве­ренность.

Каждый человек старается в процессе работы выпол­нить поставленные перед ним задачи для самоудовлетво­рения и удовлетворения окружающих его людей. Однако многие руководители считают позитивную обращенность в форме похвалы или признательности излишней. Причи­ны избегать позитивной обращенности бывают разные. Одни боятся, что, признав достижения коллег, они созда­дут в их лице соперников. Или полагают, что похвала при­ведет к тому, что прекрасно работающие до этого сотрудни­ки станут трудиться с ленцой. Преуменьшить значимость своих подчиненных — это негативная обращенность, кото­рая сигнализирует: "У тебя не все в порядке". Если че­ловек постоянно получает негативные "послания", ему бу­дет трудно развить таланты и способности, которыми он наделен.

В трансактном анализе мы различаем четыре различ­ных вида обращенности.

Позитивная необусловленная обращенность.

Например: "Вы мне нравитесь, я нахожу вас симпа­тичным, я рад вас видеть". Не потому, что вы что-то осо­бенно хорошо умеете делать, а просто потому, что вы — это вы.

Позитивная обусловленная обращенность.

Например: "Я рад, что вы так основательно и пра­вильно выполнили эту работу". Здесь признательность за­висит от какого-то условия, в данном случае — от хорошо выполненной работы. На этом примере вы видите, насколько важна такая форма обращенности в процессе учебы.

Негативная обусловленная обращенность.

Например: "Мне очень не нравится, что вы допустили на этой странице столько опечаток". Здесь негативная обра­щенность относится к определенному действию, а не к личности.

Негативная необусловленная обращенность. 'Например: "Вы ничего не смыслите в этом!" В данном случае личность в целом оценивается крайне низко, при­чем не приводятся причины этого. Такую форму обращен­ности следует в любых случаях избегать.

Обращенность можно считать позитивной в том случае, если вы действительно уделяете внимание другому чело­веку, а не просто видите его оптически, внутренне же остае­тесь погруженным в собственные мысли. Пример из по­вседневной практики поможет вам яснее представить себе, что я имею в виду.

Внимание, внимательность и тем самым обращенность выражаются, прежде всего, в том, как вы воспринимаете человека. Добрая улыбка, рукопожатие и т.д. невербально подсказывают ему: "Вы мне симпатичны". Если по­зже вы выразите это в словах, например, "Я вас ценю", "Вы мне симпатичны", "Я рад тому, что работаю вместе с вами" и др., то очень скоро вы сможете увидеть позитив­ные перемены. При условии, конечно, если вы будете гово­рить это искренне. Если же вы рассматриваете позитивную обращенность как нечто обязательное, если подобные высказывания даются вам с трудом, тогда лучше этого не де­лать. Ведь человек очень быстро почувствует, что ваши слова идут не от сердца, и будет относиться к вам с недове­рием.

Во время семинаров я постоянно слышу от их участни­ков, занимающих руководящие посты: "Все это очень хоро­шо, но кто бы мне хоть раз сказал что-нибудь позитивное". Действительно, многим менеджерам часто приходится принимать непопулярные решения. Это доставляет, мягко говоря, мало радости. Если такие негативные моменты постоянно находятся в поле зрения менеджера, то ему трудно настроиться на позитивный лад и выражать признательность сотрудникам за хорошую работу. Важно, что­бы руководитель сначала привел в порядок свой внутрен­ний мир. В противном случае будет трудно стабильно под­держивать собственный позити[1]вный и оптимистический настрой. А от этого зависит и отношение руководителя к подчиненным. Чем больше позитивного он будет отме­чать в работе сотрудников, тем больше вероятность того, что они будут более глубоко вникать в трудности, возника­ющие у него в ходе работы. Коммуникация — это улица с двухсторонним движением: "как аукнется, так и отклик­нется".

ФИДБЕК

Фидбек1 — это понятие было знакомо нам по многим се­минарам, но на нашем предприятии не было принято, чтобы я, как руководитель, собирал обратную информа­цию. Но постепенно я начал вводить эту форму, и сегодня дело обстоит таким образом, что мы повсеместно ввели фидбек. Фидбек важен для каждого, чтобы обрести уверен­ность в себе и своей работе. Новые сотрудники, по крайней мере, раз в месяц получают обратную информацию от сво­его шефа. Те, кто уже давно работают на предприятии, один-два раза в год подробно беседуют со мной и получают от меня оценку своей деятельности. Фидбек стал неотъем­лемой частью повестки дня на всех совещаниях фирмы, что способствует ее развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: