Православная этика не может и не должна закрывать глаза от мира, от его морали, от этических систем. И должна принимать во внимание все, что думает по тому или иному вопросу окружающий мир, в котором христианская нравственность должна находить свое воплощение. Сфера человеческая очень важная.
Предметом нравственного богословия и нехристианской этики, в равной мере являются наукой о человеке, о его поведении, о его мировоззрении, человек и все что связано с ним. Поэтому и в тех и в других этических концепциях содержится материал для общего осмысления.
Отношение нравственного богословия к нравственной философии.
Эти две науки, нравственное богословие и нравственная философия - изучают одно и тоже. Но между ними есть некоторые различия. Они выходят из различных начал, и исследование идет в различных направлениях. Богословие отправным пунктом имеет откровенное нравственной учение, которое оно стремится уяснить на основании исторического предания и данных естественного человеческого разума и показать соответствие его общечеловеческим нравственным потребностям и, следовательно, представить его истинным общечеловеческим благом.
|
|
Между тем, нравственная философия еще не имеет истины, предполагает ее неизвестною, исходным пунктом для нее служит искомое (иск), которое нравственная философия ищет силами и средствами человеческого разума.
Из этого следует, что нравственное богословие заблуждаться не может, поскольку оно представляет подлинное учение Священного Писания. А нравственная философия легко может пойти в ложном направлении и выдать за истину совсем не истину, таковы, например материализм, пантеизм.
Философия не дает нам модели поведения для человека, как именно он должен себя вести. Она дает некие знания только в общих чертах. А нравственное богословие ставит перед нами пример личности Иисуса Христа и на основании Его показывает и дает нам модель поведения.
Источники нравственного богословия.
Задача нравственного богословия - сотереология.
Тихон Задонский называет тех ученых богословов, которые ограничились исключительно только теоретическим изучением веро- и нравоучения, - уподоблял столбам " на пути поставленным, которые от града до града указуют идущим путь, но сами неподвижно стоят".
Без правильного знания о Боге, невозможно вести и нравственную жизнь. Шиманский пишет: "Не имея правильного понятия о Боге, нельзя иметь и правильного понятия о нравственности".