Лоренцо Бернини

Франческо Борромини и

Пьетро де Кортона (и известный живописец).

Сан Карло алле Кваттро Фонтане – церковь Борромини. На перекрестке улицы Квиринале… Практически встроена в угловую часть квартала. Поэтому фасад выдвигается.

Проект помещений, входящих в комплекс. Церковный зал с примыкающей к нему капеллой и небольшой церковный клуатр.

На торцах церкви фонтаны, плюс перекресток.

Двухъярусный фасад с использованием колоссального ордера. Усиление пластических характеристик. Не просто выдвижение ордерных элементов и не просто усиление скульптуры, а жизнь самой архитектурной формы.

Борромини придает двум ярусам разную пространственную конфигурацию. Нижний ярус подобно волне выдвигается вперед. Он делится на три компартимента, плюс вся поверхность стены еще более взрыхляется эдикулами, декоративными скульптурами и т.д.

Конфигурация антаблемента, и здесь мы уже лицом к лицу с новым стилем. С одной стороны он говорит ордером, с другой стороны он применяет его так, как раньше не применяли. Интерполирует в архитектуру скульптурные возможности, нарушая все ранее существовавшие законы. Это уже не тектоника, не логика, а трепещущие эмоции. Ради того, чтобы ошарашить, остановить и заставить войти.

Второй ярус – снова криволинейное развитие. Но по-другому. Там, где в первом ярусе волна достигает кульминации… Даже единстввенное окно помещает в специальную объемную оболочку-беседку.

Интерьер. Оказывается, что это настроение здесь продолжается. В предыдущих интерьерах было перегруженное пространство, а здесь – царство белого цвета. Пространство крошечное, нельзя перенасыщать его. Но чрезвычайно активное динамичное пульсирующее пространство. Практически даже нет скульптуры. Архитектура ведет себя как скульптура. К ней добавляется свет. Единственное окно светит с западного фасада на алтарь.

Кессонированные своды. Капелла. Крипта спокойная.

Прошли, вышли в клуатр и попали в Ренессанс. Восьмигранное пространство, тектоника, статика, покой. Почему? Это остановка – грамотно рассчитанная система визуальных эффектов. Один из блистательных примеров ответа на запрос церкви новыми архитекторами.

Это место не для размышления – только для переживания.

Попытка творческого реванша. Церковь Борромини, начатая в 38 году, потрясла римскую общественность и архитекторов.

Папский архитектор Лоренцо Бернини. В 58 году, когда Сан-Карло достраивался, Бернини на той же самой улице через 200 метров строит Сан Андреа. Под впечатлением работы Борромини.

План Сан Андрея Бернини. Отдельно стоящая постройка. Форма овала.

Располагает его продольной осью поперек входа. Входим в пространство, растекающееся в стороны. Центральный зал, обрамленный более низкими капеллами. Напротив входа алтарь, далее небольшие капеллы.

К центральному входу пристроены две декоративные стенки. Перед зданием небольшая площадь.

В улице возникает как бы особый компартимент – церковь как будто утоплена и высвобождает перед собой небольшое пространство. К объему здания мы не подходим. Это средство артикуляции нашего движения. Нас не только остановили, но дали возможность втянуться в зону, принадлежащую храму.

Видим роскошный, но очень строгий фасад. Здесь просматривается классическое прошлое – плоский ордерный портик с треугольным фронтоном. Статичный и ясный, несмотря на раскреповки.

Чтобы добавить динамики, Бернини создает этот козырек над входом. Небольшой навес на всего лишь двух колоннах. Над ним большое полуциркульное окно. По размеру козырька он совпадает с этим окном – как будто выпал из стены.

Насыщает козырек разорванным криволинейным фронтоном, вставляя в него геральдический картуш.

Сам храм. со двора ступенчатый. Капеллы, обрамляющие центральный зал, ниже. Над ними возвышается объем, несущий купол, распор которого принимают эти аркбутаны. Только теперь они – пластичные элементы объемной композиции, закручиваются в волюты.

Интерьер Сан Андреа. Другая ситуация. Тоже самое изобилие материалов, облицовки, позолоты кессонированного купола, скульптуры и живописи. Станковые алтарные картины. Свет для барокко чрезвычайно важен – направленный, создающий эффекты. Окно можно увидеть, только если подойти вплотную к алтарю – располагается над алтарной нишей.

Живописи мало, в сводах капелл, но очень насыщенная. Плюс скульптуры ангелов, витающих над головой. Другая концепция интерьерного решения – более типичная для римского барокко.

Изюминка в том, что здесь непривычное решение в плане – овал. Сама по себе форма динамична, плюс поперек движения. Путь до алтаря короткий, но ведь есть капеллы, и наше движение становится рассредоточенным – идешь в каждую капеллу. Динамика движение продолжается и в прилегающих помещениях. Вместо одной из капелл сделан проход внутрь. Бернини оформляет церковную сакристию – зал заседаний клира. Особенность – не только декоративная облицовка, но и удивительный иллюзорный расписанный свод. Это служебное помещение – барокко вышло за пределы церкви.

Монументальная живопись теперь сосредоточивается на перекрытиях, сводах. Имитирует скульптуру, создает живые, реальные образы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: