Строительство в Риме в 16 веке. Обратить внимание на проект обустройства капитолийского холма, создание капитолийской площади – проект Микеланджело. Палаццо сенаторов, главное административное здание в Риме. Палаццо консерваторов расположено справа. Новое палаццо слева.
Ключевая проблема Ренессанса – отдельно взятое здание. Городские ансамбли еще впереди. Как следствие – градостроительные проблемы Ренессанс не решает как осмысленные архитектурные задачи. Так и не сформулировал концепции городского скульптурного монумента.
Микеланджело создает ансамбль. Концепцию пространства отдельно взятой площади с трапециевидной конфигурации. Характер обратной перспективы сознательно, чтобы усилить звучание главного дворца. И тот же эффект Микеланджело повторяет, создавая лестницу-пандус с очень «легким дыханием» – слабым поднятием ступеней. Впервые показывает роль скульптурного монумента, выбирая для этого единственный сохранившийся памятник античности – конную статую Марка Аврелия (считавшегося Константином). Вписывает в трапецию эллипс, в центре которого Марк.
|
|
В архитектуре симметрично расположенных палаццо – консерваторов и новом Микеланджело впервые использует колоссальный ордер, извлекая его из римского наследия. Возможности колоссальной ордерной композиции – совершенно самостоятельно, параллельно и позднее это делает Палладио. А тут первый прецедент.
Начало новой темы, связанной с новыми архитектурными задачами.
Второе наследие 16 века – та реконструкция средневековой планировки Рима, которая была произведена по инициативе пап в конце 16 в. В Риме появляются новые прямые улицы. Паутина средневековых пространств начинает преобразовываться.
Церковь Сан Тринита аль Монте (центр испанского квартала) соединяется с Санта Мария Маджоре прямой улицей. На пересечениях возникают узловые точки – церковь Сан Карло.
Появление трехлучевой системы проспектов – тривиума. Улица Бабуино, Корсо и Рипета к площади дель Пополо перед городскими воротами. Это новация позднего Ренессанса, которая будет потом повторяться в 17 в.
Площадь дель Пополо.
Ансамбль, окончательно сложившийся к концу 19 в. Точка схождения трех лучей уже в 17 в. фиксируется как пространственный фокус постановкой городского монументы. Сам феномен городских монументов – новое направление разработки концепции площади. Наличие пространственных фокусов – важная составляющая архитектуры площади.
Египетский обелиск – их было в Риме целые склады еще с античных времен. 17 век начинает их активно запускать в архитектурные формы, используя как символ преодоленного язычества, поверженного христианством. Поэтому на вершине каждого крест или папский символ.
|
|
Углы проспектов отмечены одинаковыми по архитектуре церквями 17 в. Завершая архитектурную идею тривиума.
Более значительный памятник – архитектурное оформление Пьяцца Навона. На основе древнеримской арены – поэтому похожа на нее конфигурацией. Архитектурное оформление – 17 век.
Два элемента. Продольная ось – три фонтана – два фигуративных – Нептуна и Мавра и одного с египетским обелиском (центральный Фонтан Четырех рек).
Кульминация пространства – центральная архитектурно-скульптурная форма на пересечении двух осей – продольной и поперечной.
Поперечную весь поддерживает фасад церкви св. Агнессы Франческо Борромини. Архитектурная кульминация площади.
Понижающиеся уровни – фонтаны Мавра и Нептуна (Бернини).
Площадь, возникшая в результате соединения Санта Марии Маджоре с испанским кварталом.
Санта Мария Маджоре.
Древняя христианская базилика переоформлена в 17 в. по проекту Карло Райнальди. Площадь возникла у восточного алтарного фасада.
Небольшое пространство, завершение новой трассы. Этот фасад не имеет входа – абсидиальная сторона. Чтобы создать идею площади, архитектор с одной стороны ставит обелиск, а с другой вводит в архитектурное решение здания масштабную пространственную лестницу. Как у Микеланджело – выплескивается и растекается. Перепад рельефа, реабилитированный лестницей. В угоду чистой эстетике приносится в жертву семантика – ситуация чисто архитектурная.
Одна из основных черт барокко – пространственная динамика. Барокко интересуется пространством активным, пространством движения. Закон Кеплера.
Райнальди не знал закона Кеплера, это мировоззренческий сдвиг.
16 век. Носитель самых характерных признаков – церковная область. Огромную роль здесь сыграл комплекс иезуитского ордена, выстроенный на участке территории в Риме. Орденская церковь –
Иль Джезу и все необходимые помещения.
Был объявлен конкурс, в нем даже попытался принять участие старый Микеланджело. Выиграл Джакомо да Виньола, по его проекту стали строить.
Автор трактата, автор устоявшихся архитектурных идей. Доминирующий интерес к центрическим композициям, продолжавшим оформляться в Соборе св. Петра, вдруг возвращается к купольной базилике. Это здание с центральным нефом и боковыми капеллами пониженными. В целом – базиликальная структура.
Западным фасадом выходит на небольшую площадь и западный фасад получает максимальное оформление – мрамором.
Боковой остается в основном материале – кирпиче. Интерьер – середина 17 в.
Виньола выбирает структуру осевого типа – ту концепцию пространства, которая предполагает движение от входа к алтарю, плюс концепция эмоционального восприятия. Интеллектуальное провоцируется статическими формами, а тут эмоциональное.
Концепция фасада. Сделан Джакомо делла Порта – рубежный архитектор переходного характера, не представитель нарождающегося барокко.
Фасад его же церкви Сан Луиджи деи Франчези – капелла, оформленная картинами Караваджо. Классический ренессансный фасад. Двухъярусная структура, решенная ордером со слабой рельефностью фасадного оформления, с равнозначностью частей, с сохраняющимся интересом к изображению аркад в промежуточных пролетах между пилястрами. Узнаваемый фасад середины 16 в. Тосканский и коринфский
Иль Джезу – провозвестник барочной концепции. Почему?
Хотим мы этого или нет, наш взгляд приковывается к центру. У центра есть какие-то характеристики, которые говорят, что это приоритетная архитектурная зона.
Двухъярусная композиция ордерного построения. Коринфский и композитный (приоритет декоративности). Волюты, связывающие более низкий уровень первого и узкий ярус второго. Фасад Санта-Мария Новелла Альберти – впервые появился этот прием. Волюты здесь пластичные, а не графичные.
|
|
Как распределяется ордерное членение. Активнее звучат раскреповки. Там они тоже были, но не отбрасывали столь заметных теней. Центральная ось проходит через главный дверной проем, который в полтора раза выше боковых. Над ним сандрик. Над ним картуш ордена. Все это оформляется приставным колонным портиком. Этот трехмерный портик повторяется дважды – вслед за треугольным фронтоном – лучковый фронтон. Первые простенки между членения пилястр, они соответствуют малым дверным проемам, второстепенным. Над ними две ниши со скульптурой. Мотив спаренных пилястров. Это декоративно, не тектонический прием. Третий простенок – пустой. Нет раскреповок. Нагнетание средств к центру и их исчезновение на периферии. Метод называется субординацией – центр подчиняет себе периферию.
Более ослабленно, но аналогично звучит второй ярус. Приоритет центрального пространства (базиликального типа) и новый метод – субординация (Ренессанс предпочитает координацию – равновесие и равнозначность частей).
Интерьер Иль Джезу. Автор плафона – Алессандро Гаули. Центральная часть сводчатого перекрытия главного рукава нефа.
Изобилен и насыщен интерьер. Ни один ренессансный интерьер не даст такой насыщенности материалами, цветом, позолотой и т.д. В интерьере есть живопись – купол, конха, паруса, капеллы. Добавляется скульптура в верхних частях здания – в области сводчатых перекрытий. Это изобилие – ответ на запрос Тридентского собора. Поражать, возбуждать, тянуть к алтарю, давать новые впечатления.
Есть крупные мастера типа Гаули, сделавшего плафон. Оказывается, что соединяются крупные мастера и ремесленники, не оставившие особого следа. Но все сплавляется в неразрывный ансамбль. Синтез, начавшийся в капелле Медичи, становится характерным приемом архитектуры барокко.
Какое наследие осталось от иль Джезу?
|
|
Фасад иезуитского храма стал своего рода визитной карточкой церковного строительства. Для композиции здания либо выбирали такие проекты, либо реконструировали.
Карло Модерна. Церковь Сан Сусанна. Церковь 15 века, реконструированная в н. 17 в. С него начинается римское барокко.
Фасад наложен. Улица Квиринале, одна из перспектив, появившихся в 16 в. Создавая свой новый фасад, Модена руководствуется не объективной реальностью, а нужным художественным эффектом. Постройка небольшая, но тоже базиликального типа. Структура Иль Джезу им используется – становится общим ходовым решением. Ступенчатый фасад с волютами – «иезуитский фасад». Использует только главный признак – метод субординации. Все равно идет путем нагнетания архитектурных средств к центру. Использует трехчетвертные колонны – не приставные круглые, и не полуколонны – они пластичны, отбрасывают густую тень.
Один признак – динамика барокко
Второй – пластическая концепция применения ордера, стены. Пока это выражается только в использовании трехчетертных колонн.
Можно натыкаться на эти реплики. Санта Мария делла Виттория.
Церковь Сан Игнасио – одна из последних работ Модерны. Намного возрастает пластическое оформление. Поверхность стены начинает взрыхляться. Закончена уже в 60 году.
Это одно направление.
Второе – направление уникальных абсолютно новых архитектурных решений, начало которых положено архитекторами второй четверти середины 17 в.