Университет Сапиенца в Риме

под патронатом папы. Оформление внутреннего двора и университетская церковь в конце двора.

Церковь – часть архитектурного ансамбля и задумывалась с самого начала, как не обладающая свободой в пространстве. Сложная конфигурация плана – две треугольника – рисунок шестиконечной звезды. Неслучайно.

Сложнейшая конфигурация плана никак не выявлена в объемно-пространственной структуре: за высоту примыкающих университетских корпусов здание не выступает. Только дальше возвышается многовыпуклый двухъярусный объем.

У этой церкви нет фасада.

Размещая церковь в глубине двора, он сознательно лишает ее фасадного оформления. Фасад – мотив двухъярусной аркады, наложенной на стену – слепой. А на боковых стенах – она открытая, галереи выходят в учебные помещения.

Скругленный фасад ничего не соответствует. Возможность создать два внутренних помещения.

Рисунок Борромини этой церкви.

Сложная динамичная объемно-пространственная структура.

Идею динамичной активности форм Борромини доводит до абсолюта тем, что переход от фонаря к главе с крестом он осуществляет в форме сужающейся спирали (см. дом «Патриарх» на Патриарших прудах). Ему необходимо перебросить нагрузку на опорные элементы. Делает своего рода аркбутаны. Для него это средство постоянного жонглирования формами. Аркбутаны вогнуты, что им несвойственно.

Борромини – мастер криволинейных построений.

Купол церкви ла Сапиенца изнутри.

Насыщенная гофрированная форма. Иного рисунка, чем в Сан-Карло. Тоже светлая единая тональность. Отсутствие материального изобилия, характерного для большей части барочных церквей Рима. Причина в малогабаритности здания.

Церковь Св. Агнессы на площади Навона.

Не только Борромини. Особенность церкви, тоже встроенной во фронт дворцов, обрамляющих площадь: завязана композиционно на композицию площади с центром – фонтаном Четырех рек (Бернини). Они часто сталкиваются и соседствуют. Главный объект – фасад. Большая церковь.

Форма изгибающейся центральной поверхности. Три дверных проема. Сан Андреа – Бернини пришлось создать эту площадь за счет декоративных стенок.

Здесь у храма возникает собственное пространство – манипуляция человеком, которого заставляют подчиниться определенному решению. Храм втягивает часть фасада, высвобождая пространство перед собой.

Палаццо Барберини. Первый большой городской дворец в Риме по папскому заказу.

Принцип нового пространственного. Карло Модена, в целом построил Бернини, принимал участие Борромини. Два из трех архитекторов высокого барокко.

Несколько отстраненно от пространства улицы. Территория ограждена. В этом смысле это довольно нетипичный ход, более свойственный загородному строительству. Вилла. Подобная отстраненность и свобода пространственного положения имеет свои причины.

У палаццо Барберини П-образный план. В центральной части глубокая арочная структура, подводящая к центральному проходу, ведущему на пандус, выводящий на верх рельефа. Суть пандуса в том, что он выводит на прилегающее садовое пространство.

Чтобы подняться в апартаменты на пьяно нобиле (второй этаж), нужно подняться по парадной лестнице в левом крыле, изолированной от внутренних пространств, развивающейся во внутреннем колодце. Или можно воспользоваться приватной спиралевидной лестницей в правом крыле.

В чем новация? Разорванный характер планировочной схемы. Появление открытого парадного двора перед зданием.

На центральной оси фасада единственный балкон, подчеркивающий композиционный центр фасада. Особое значение – папский дворец, над ним папский геральдический щит.

Открытый парадный двор. Продолжает сохранять значимость до конца 16 века (двор).

Главная инновация – отказ от внутреннего двора, вокруг которого формируется жизнь жилья.

Другой тип пространств – парадный двор курдонер. Характерная черта дворцовых строений 17 в.

Неслучайны постоянные отсылки к театру. 17 век – его расцвет. И еще время, демонстрирующее использование театральных механизмов в разных видах искусства. Парадный двор – сценическая площадка, теперь отражающая новое самоощущение европейского аристократа. Его жизнь перестает быть скрытой в кулуарах, становится публичной.

Барокко реализует таким образом одно из начинаний Ренессанса – работа над проблемой светского человека. Человек, обладающий собственным пространством, некоррелируемым религиозным поведением. Становление феномена светской культуры началось в Ренессансе и достигло качественного состояния в эпоху барокко. Архитектура ответила на это созданием дворца, который она открывает.

Появилась архитектурно оформленная сценическая площадка, открытая городу, который мог видеть происходящее внутри этого дома. Владелец мог демонстрировать себя как частное лицо. Дворец папы вне ватиканских построек, условно-светское лицо.

Характеристика фасада. Трехэтажная структура. Четко выделено поэтажное ордерное построение. Колонны – дорический. Ионический, коринфский. Ни одной раскреповки. Сама концепция фасада во много ренессансная. Лишена пластики и динамики.

При этом интересный симптом. Окна третьего этажа выглядит углубленными. Остекление по сравнению с пьяно нобиле отодвинуто от плоскости фасада. Это иллюзорный характер – сплющенный рельеф еще эпохи кватроченто. Арочное перекрытие расчерчено с учетом перспективы. На самом деле это изображение с небольшой глубиной.

Боковые крылья.

Глубокий арочный проход под зданием.

Пандус.

Завершается декоративной стенкой со скульптурой.
Садовая часть.

Сады с регулярной системой планировки, с садово-парковыми сооружениями в виде гротов и галерей.

В летнее время бегают еще декоративные кролики.

В структуре пространственной дворца есть садово-парковый компартимент. В него ведет пандус, посаженный на композиционную ось дворца.

В характере взаимоотношения с садами в архитектуре 17 в. происходит важное изменение: они, как и в Ренессансе, остаются регулярными. Но теперь вовлечены в единую композиционную схему с дворцом. В эпоху Возрождения этого не было – они жили самостоятельной жизнью. Важная составляющая дворца – садовое пространство, продолжающее его структуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: