Автопортрет 1640 г

Р. На пике социального возвышения. Дорогой костюм, вальяжный богач. Дорогой костюм, роскошная постановка. Несколько выше своего окружения.

Смерть Саскии – время расцвета популярности Р. И его финансового состояния. Саския играла в жизни Р. очень большую роль. Не только связи и выход на круг заказчиков, но была и его бухгалтером. Вела все финансовые дела.

У него возникают другие запросы. В Амстердаме он видит колоссальный поток экзотических вещей, художественных произведений. Все это закупает – картины, гравюры, экзотических животных.

Сейчас восстановили спорный дом Рембрандта. Попытались восстановить условную картину предметного мира Р.

После смерти Р. Оказывается, как малое дитя, без основы – последовавшие 12 лет – двенадцать лет полного финансового фиаско. В 56 г. объявляется банкротом, распродается дом, коллекция. Реальных вещей нет, есть только описи выставленного на продажу. Переезжает в бедняцкий амстердамский квартал с доминирующим еврейским населением и последние 13 лет Р. живет в абсолютной бедности, по разным причинам теряет заказчиков. И потому что не умеет вести дела, и потому что продолжает эволюционировать. Его мастерство идет в разрез с запросами амстердамской элиты. Перестает устраивать.

Конец золотого века голландской культуры вызван тем, что она попыталась перестать быть бюргерской. Аристократические настроения. Это стало отторгать Р.

Автопортрет 56 г. Ему всего 50 лет. Опустившийся состарившийся человек без амбиций. Продолжается процесс творческого углубления в реальность. Развивающаяся, меняющаяся манера письма.

Меняется композиция портрета – погрудный. Увеличивается размер лица, усиливается освещенность лица.

Автопортрет 1659 г. Еще более укрупненная композиция.

Автопортрет 1660 г. За мольбертом.

Автопортрет 1661 г. В образе апостола Павла.

Ранние портреты лейденского периода.

Портрет матери. Проблема роли света в контексте построения образа модели. Свет, потупленные глаза, отсутствие контакта со зрителем – камерность и сосредоточенность.

Амстердам.

Саския в дорогом платье. 1632-42.

Не сделал ни одной попытки выехать из страны. Его это не интересовало. Он знал о караваджизме, но ему хватало утрехтских художников. Потребность погружения в итальянский фактор оказалась у Р. нулевой.

Саския в образе Флоре. 1634 г.

В голландское искусство проникают темы из других школ и социальных кругов – это тема аристократической направленности.

Саския (смеющаяся) 1634. Тень на лице от шляпы. Создается интригующий образ этой женщины.

С Саскией на коленях. 1635. В образе Блудного сына.

Это очень интересный ход внутри портретного жанра. Для портретистов 17 в. проблема рамок портрета была ясна. У Веласкеса этот подход менялся довольно медленно. У Хальса – явственно и достаточно резко. Рембрандта эта же проблема интересует – другие возможности помимо простой демонстрации модели. Настроения, эмоции, внутренние мотивации.

С одной стороны – счастливый момент жизни. С др. стороны показывает философский аспект этого счастья.

Держит в руке ремер – высокий мерный сосуд. Из таких никто никогда не пил. Ставит его на композиционную ось, оборачиваясь к зрителю и показывая его. Это момент предостережения – надо иметь чувство меры. Ремер – символ соразмерности. В натюрмортах он так и используется.

На пике популярности пишет и полноценные парадные портреты.

Андреас де Граеф. 1639. В полный рост, в интерьере и т.д.

Портрет Бартье Домер. 1640. Обыкновенная горожанка, но писано с любовью и вниманием.

Портреты стариков времен позднего периода. Потрясающие по глубине. Пишет не на заказ.

Портрет старого еврея.

Портрет старушки.

Его начинает привлекать старость, он погружается в нее.

Его привлекает итоговая человеческая мудрость, накопленный душевный опыт, свидетельство которого – человеческое лицо и руки.

Портреты развитые – поколенные или поясные.

Свет у Рембрандта обычно немотивированный. Точный источник света его не интересует.

Ощущение, что светится само лицо. Нет четких падающих теней. Свет исходит от лица и рук.

Титус.

Читающий Титус.

По проблематике – как пейзаж Веласкеса на вилле Медичи. Здесь для Р. важно случайно возникшее освещение, ложащееся бликами на лицо и руки Титуса.

Еврейская невеста. 1665 г.

Пишет корпусным письмом с сильно выраженным мазком. Краска, наложенная таким образом, работает не только цветом, но и светом. Сгустки краски создают рельеф, в них застревает свет, падают тени. Золотой рукав слеплен краской.

Никаких лессировок.

В 1632 г. – первый большой заказ от гильдии врачей.

Урок анатомии доктора Тульпа. Занимался еще и тюльпанами.

Портрет для гильдейского дома. Это были большие работы – редкий случай большого формата.

Задача профессиональной мотивации как врачей. Все заказчики вокруг трупа, на котором доктор Тюльп демонстрирует устройство человеческой руки.

Знает устройство караваджизма – берет направление света, и оно все обрушивается на труп.

Задачи поставил, но еще не полностью решил. Групповой портрет должен показывать участников, а показывает того, кто не заплатил.

Министр менонитов Корнелис Ансло в беседе со своей женой. 1642. Сильное братство менонитов. Корнелис – философ и мыслитель.

1642 г. Ночной дозор. Заказ от гильдии антверпенских стрелков. Сушествовало сообщество амстердамских стрелков, заказ был большой.

Первоначальный вид картины. В таком виде она представлена в музее в маленькой копии.

Обрезали из-за проблем развески.

Командир отряда был настолько впечатлен, что заказал маленькую копию для дома.

Только в 19 в. картину назвали «Ночной дозор» – загрязнилась и казалась очень темной.

На самом деле это групповой портрет амстердамских стрелков.

У группового портрета должна быть какая-то мотивировка. Придает этой сцене развитый жанровый характер. Огромное полотно где-то 3 на 4 метра.

Изображает выход отряда стрелков на улицу из арочного проема, когда они начинают строиться. Выходят, бьет барабан, они начинают строиться.

Вводит в композицию немотивированные фигуры. Помимо необходимого, но бесплатного барабанщика, – девочка с курицей, собака, бегущий сквозь толпу мальчик. Художник просто изменяет концепцию. Для него это живая сцена, он добавляет ей больше естественности. Свет играет первостепенную роль.

Луч света направлен на передние фигуры и Баннинг Кох выдвигает руку вперед и она как будто выходит в реальное пространство. Прорывает картинную плоскость.

Синдики. 1662. Период финансового кризиса не был без заказов. От гильдии амстердамских шерстянщиков. Еще один шедевр. Групповых портретов у него немного, но он не повторяется. Синдики – руководители, главы корпорации. Стрелки могут идти, анатомы – резать, а синдики – отчитываются перед членами гильдии. Стол, накрытый ковровой скатертью. Синдиков пять – они в шляпах, шестой – помощник-секретарь. Смотрят на нас и зачитывают финансовый отчет (двое), третий держит мешок с деньгами, один привстал, готовясь отвечать. Вводит в сцену мотивировку.

Семейный портрет, 1666-8 гг. Далеко уходит от традиции постановок семейных групп. Всю композицию строит на взаимоотношениях родителей с детьми и детей между собой.

Религиозные картины.

При этом все эти картины носят светский характер. Востребованность только в элитарных кругах.

Валаамская ослица – под очень сильным влиянием Ластмана.

Апостол Павел за столом. Возрастает проблема света.

Св. семейство 30 г.

Жертвоприношение Авраама. 1635. Караваджистские принципы.

Тело Исаака – один из шедевров лепки пластической формы.

Изображает нож, падающий из руки Авраама – отпустил, остановленный ангелом.

Ослепление Самсона, 1636. Свет – режиссирующий фактор по-караваджистски.

Давид и Ионафан. 1642. Маломасштабная из ГЭ.

В библейской проблематике у художника возникают новые настроения.

Вирсавия.

Саул и Давид.

Библейский текст становится для него источником глубоких размышлений. Интерес к темам, выходящим за рамки основного букваря использования.

Вирсавия – шедевр обнаженной натуры. Изображает ее реальной женщиной – такая, какая есть. Прекрасна в своей естественности и жизненности.

Надо вспомнить Данаю Рубенса.

Для Рубенса Вирсавия – воплощение женской привлекательности, а для Р. – драма прекрасной женщины, ставшей объектом любви. Получила письмо от царя и не знала, что делать. По закону не может быть свободна.

Психологическая напряженность становится все более однозначной. Остаются только две темы портрета и религиозной картины.

Евангелист Матфей. Ангел ему нашептывает на ухо (ангел – Титус). Матфей – активный участник, не просто ведомый за руку медиум.

Симеон-богоприимец и младенец Христос в храме. 1669 г. Все тонет во мгле – в материализовавшемся воздухе.

Давид и Урия. 1665. Отправляет супруга Вирсавии на верную смерть.

Возвращение блудного сына. 1669 г. Последняя работа, написанная в год смерти Р.

Работа в свободной живописной манерой. Мудрое всепрощение старца. Старик-отец, как и Симеон, выглядит слепцом. Справа старший сын, его лицо освещено, он осуждает происходящее, но мудрость побеждает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: