Гадалка

Главное – перед нами художник-реалист. Но есть и свои особенности.

Характерное для него отношение к источнику света – точечный светильник и явная тяга у обобщенно трактованной форме. Однозначно отталкивается от реальности, нет идеализации, но есть некий принцип обобщения. Повторяющийся тип женского лица, отсутствие мелких подробностей, выбор самого характерного пластического начала. Откуда это?

Специфическое развитие региональной школы. Кроме придворной среды существовало региональное развитие французских местных школ. Материала об этом мало.

Придворное искусство делается очень ярким и сильным, но региональные факторы были.

Работа 15 в. Герарда Кортона «Коронование Марии» из маленького городка в окрестностях Авиньона. Нетипичный образ Марии.

Образы Латура пересекаются с некоторыми характеристиками.

Глубокое и качественное освоение структурных характеристик окружающего мира, пространства и т.д. В каждой работе очень индивидуальный, авторский окружающий мир. Ключевую роль в этом играет свет.

У Латура всегда мало фигур, нет стремления изобразить толпу. Две женские фигуры – одна держит ребенка, вторая закрывает свечу. Жест таков, что мы не видим пламени. Поток света направляется на ребенка и на мать.

Наружная сторона ладони в тени, как и половина фигуры. Возникает система отраженных рефлексов – грамотное наблюдение. Интенсивный контраст света и тени сводится к пятну в центре картины. Оно быстро тускнеет и уходит в тень. В поле свечения только верхняя часть младенца – даже не весь он.

К этому свечению направлены взгляды двух женщин. Возникает самостоятельная тональность. Для Караваджо свет – фактор режиссуры, Латур работает со светом точно так же. Фактор раскрытия темы – не путем показа зрителю главных элементов; мы с разу погружаемся в световой поток и в созерцание. Маленький мир, крошечное пространство.

То же самое в Марии Магдалине.

Всякий раз показывает, что он очень хороший художник – решает сложные задачи, сохраняя удивительную степень обобщения. Ничего лишнего, никаких лишних подробностей. Примитивная масляная лампа. Женщина у стола, отвернувшись от нас. Взгляд ее погружен в свет. Свет вырывает небольшое пространство – лицо, часть фигуры девушки, книги, атрибуты истязания плоти (плеть). В этом языке пламени как будто сгорает ее душа, происходят внутренние метаморфозы.

Караваджо погрузил ММ в сон – аналогичный прецедент. Сущность меняется в этом пограничном состоянии. Латур через свет создает характер происходящего с человеком катарсиса.

Схожая постановка второй ММ, но свеча стоит перед зеркалом. Реальность и ее иллюзия. Еще больше отвернута от зрителя.

Иосиф-плотник. Эпизод из детства Христа, апокрифического свойства. Мальчик со свечой направляет свет внутрь картины. Взгляды их пересекаются в этом огне. Ощущение тайны, происходящей у нас на глазах. Значительнее освещено лицо Христа. Свет проходит через ладонь ребенка.

Оплакивание св. Себастьяна. Более масштабная сцена. Свеча – атрибут ночи.

Уникальный, узнаваемый феномен. Караваджистская тема зазвучала у него очень самостоятельно. Откуда все это возникло у Латура? Как проникла информация из караваджистского круга? Может, самостоятельное развитие?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: