Лекция 7. 16. 04. 2014 Танкред и Эрминия

От Пуссена к испанской школе, потом голландцы.

Начало 30-х годов.

ФЛОРА, Самостоятельные работы Пуссена – иной уровень обсуждения проблем. Пуссен – очень сложный художественный феномен. Ключевая фигура в сложении классицизма как направления, но внутри этой стилевой линии место его исключительно. Классицизм как явление – определенная система с набором определенных признаков, заложенных Болонской академией.

Для Пуссена это было органичным проявлением его мировоззрения, он последовательно развивается внутри этой системы, последовательно изменяя некоторые ее параметры. Единственный художник в европейском искусстве Нового временя стопроцентно обозначает специфику этого стиля как явления. Далее классицизм сведется к набору приемов и определенных решений, которые не всегда будут соответствовать мировоззренческим понятиям, стиль не будет развиваться дальше, а превратится в универсальную систему с четко прописанными правилами. Поэтому внимание: Пуссен!

По сравнению с прежними работами более ясная культура и мягкий фрескообразный колорит.

Это интересно по сравнению с прежними.

Танкред и Эрминия. 1631. Торкватто Тассо, «Освобожденный Иерусалим».

Новые авторы, не Библия или мифология. Здесь тоже история, связанная с любовью молодых людей – Танкреда и Эрминии. Связаны в любви не любовной проблематикой, а с социальными проблемами: представляют семьи противоборствующих сторон. Танкред сам воин, а Эрминия – дочь человека, возглавляющего войско армии Танкреда. Их любовь – некое предательство в плане социальном. Разговор о человеческих отношениях переходит на новый уровень. Не эмоции -- любовь, ненависть, ревность, а другое.

Девушка, влекомая этим чувством, нарушает правила: узнав о ранении Танкреда пересекает границы, приходит на место боя и пытается ему помочь. Обрезает мечом волосы, чтобы перевязать ими раненого. С одной стороны подвиг, с другой – предательство по отношению к собственной семье.

Художника начинают интересовать более глубокие проблемы, чем изначальные моменты, хотя он остается в пределах общего материала, связанного с личностными взаимоотношениями.

Меняется композиционная схема. Меняется концепция пейзажа – он становится четким и ясным. Освещенность – не рассеянное венецианское освещение ранних работ, а сложное и контрастное.

Передний план – четко выстроенная композиционная структура. Пять элементов – лошади, фланкирующие пространство, замыкают передний план и создают передние кулисы и три фигуры – одна лежит, две склонились над ним. Создают тему круга – вписываются в круг. Тема круга есть здесь, она представлена лежащим на земле щитом. Как в Эпическом поэте форма лавровых венков.

Четкое, ясное, возвышенное зрелище, которое настраивает нас на несколько иной характер восприятия.

Перед нами значимое событие – поступок сложной этической природы. Появляются ясные признаки усиливающегося монументализма.

Начало 30-х гг. Пуссен обращается к теме триумфа, ориентированного на мифологический материал.

У него почти никогда нет героя в том понимании, в каком им озабочено искусство барокко, где герой – ключевая фигура, вокруг которой выстраивается зрелище. Для Пуссена важнее зрелище или событие, раскрывающее выбранную тему.

Триумф Флоры. Больше характерных черт раннего периода. Это шествие – фриз.

Триумф Амфитриты (Нептун), 1634. Возможно, заказана Ришелье. Более ясная и четкая композиционная схема. Роскошное и отчасти декоративное зрелище. Это интерьерная вещь. Большие залы, окна, в которых могут себя хорошо ощущать только определенные вещи. А это зрелище. Движется морская колесница Нептуна, на которой он везет прекрасную Амфитриту. Она центр, фланкируемый фигурами тритонов и нереид. Выразительная фигура Нептуна слева уравновешивается фигурой трубящего тритона справа. Равновесие не поколеблено.

Поздние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: