Методическая разработка к занятиям по серии картинок «Умный ежик» по сюжету Н. Радлова (I период 2-го года обучения)

Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, ключевые моменты сюжетного действия.

Основные задачи:

1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использования фраз из 3-6 слов при составлении рассказа.

3. Формирование навыков словоизменения (в основном слов, относящихся к категории существительных).

4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей.

5. Формирование и развитие связной речи в форме повествования и рассуждения.

Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.

Занятие 1

Ход занятий

1. Организационная часть. Подготовка детей к основной части занятия. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются две загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

§ Загадка о яблоке.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Предлагаемые вопросы:

а) Скажите, ребята, где растут яблоки?

б) Как называется дерево, на котором они растут?

При повторении вопроса: «Где растут яблоки?» дается указание отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».

Загадка о ежике.

Под соснами, под елками

Бежит клубок с иголками. (Ежик)

Вопрос педагога: «Кто скажет, где живет еж?»

2. Постановка цели занятия. Разбор содержания картинок.

Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком».

Проводится разбор содержания картинок в вопросно-ответной форме. Вопросы к картинкам.

1-я картинка

Что вы видите на картинке? Какие деревья здесь растут?

Как называется место, где растут яблони?

(При затруднении дается подсказ: «Это слово начинается со звука «С».)

Кто изображен на картинке? (Указание на изображение персонажа.)

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «Кто?» и «Что?». Что делает ежик? Что он делает с яблоками? Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся детьми по подсказу начального слога.

2-я картинка

Что сделал ежик? Куда он залез? (На дерево.)

Где лежат яблоки? (Под деревом.)

Где сидит ежик? (На дереве.)

(Дети упражняются в словоизменении на основе форм слов «дерево» и «яблоня».)

Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слов по цепочке.

3-я картинка

Что сделал ежик? Как он прыгнул (упал)? (Вводятся словоформы «на спину», «спиной вниз») Куда упал ежик? (На яблоки.)

4-я картинка

Что изображено на картинке? Куда пошел ежик?

(Вводятся слова: «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)

В заключение дается ряд общих вопросов: Почему яблоки лежат на земле? (Актуализируется словоформа «созрели».)

Какое время года изображено? Когда созревают яблоки? (В конце лета, в начале осени.)

Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах-ответах, например:

Яблоки созревают в конце лета.

Примечание. При работе с более сильной группой разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок; 3-я картинка серии не используется при составлении рассказа.

Размещение картинок в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребенком).

Занятие 2

1. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.

2. Упражнение на дополнение предложений, предлагаемых педагогом, требуемым по смыслу словом. (Участвуют поочередно все дети.)

Яблоки лежат на... под... (траве, деревом). Ежик собрал яблоки в... (кучку). Ежик залез на... (дерево, яблоню). Ежик прыгнул на... (яблоки). Яблоки нацепились на... (колючки, иголки) и т.д.

3. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к изображенному действию).

§ Воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам:

Что виднеется вдали? Где жил ежик? (Кто жил в этом лесу?). Что было рядом с лесом? Что однажды решил сделать ежик? Наряду с краткими ответами требуются и развернутые.

§ Педагог дает образец начала рассказа.

В предлагаемом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках):

Однажды ежик решил пойти па прогулку. Он выше.'! из... (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие... (яблони). Ежик добежал до... (сада) и увидел, что под яблонями лежит на земле большие румяные... (яблоки). Ему захотелось принести домой... (яблок). Но как унести яблоки домой, он не знал, Задумался ежик. Думал, думал и придумал.

4. Составление рассказа детьми.

Составление рассказа по цепочке — по 1-2-м картинкам-фрагментам (в зависимости от состава обучаемой подгруппы).

§ Составление рассказа по серии картинок в целом одним ребенком (ведется магнитофонная запись).

§ Составление одного-двух вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.

Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда он однажды пошел, что увидел». Пример рассказа по серии картинок.

Ежик жил в дальнем лесу. Однажды он. пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там был... сад. Ежик зашел в сад. А там яблоки...лежат...на земле. Захотелось ему...яблоки в дом к себе отнести, к себе в порку. Собрал яблоки в кучку... А как их взять — не знает. Думал, думал и придумал. Залез па дерево и спрыгнул...колючкими вниз. Яблоки нацепились па нолючки. Встал ежик...и пошел довольный в лес.

Примерный план к занятию по обучению составлению продолжения рассказа (II-III периоды 2-го года обучения)

Обучение проводится на одном-двух занятиях (в зависимости от состава обучаемой группы).

Цель занятий: обучение рассказыванию с элементами творчества.

Основные задачи:

1. Обучение составлению продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал. Формирование умения ориентироваться на исходный текстовой и наглядный материал при составлении продолжения рассказа.

2. Развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей.

3. Развитие навыков планирования собственного рассказа (выбор сюжетного решения, последовательности изложения и т.д.).

4. Развитие фразовой речи детей. Закрепление грамматических обобщений, связанных с употреблением языковых средств, необходимых для составления собственного рассказа.

Рекомендуется на отдельном воспитательском занятии проведение игры - инсцинировки на сюжет сказки.

Оборудование: картина среднего формата, изображающая кульминационный момент предлагаемого рассказа; магнитофон.

СЛУЧАЙ НА РЕКЕ

Вова и Саша.четом жили в деревне. Рядом с деревней была большая река. На другом берегу был густой лес. Там росло много грибов и ягод. Однажды Вова и Саша встали рано утром взяли кузовки, сели в лодку и поплыли на другой берег. Мальчики переплыли реку, вытащили лодку на берег, оставили ее на песке, а сами стали собирать ягоды. Они набрали полные кузовки ягод и вернулись на берег. Подошли к тому месту, где оставили лодку. Смотрят, а лодки нет на берегу.

Содержание картины: мальчики стоят на песчаном берегу широкой реки, возле леса, и смотрят на противоположный берег, где видны деревенские домики. По реке плывет моторная лодка...

Ход занятия

1. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

2. Рассматривание и разбор содержания картины (по вопросам). Уточняется, какие объекты изображены на картине, их местоположение, дается краткая характеристика путем подбора определения (широкая река, песчаный берег, моторная лодка и др.).

3. Двукратное чтение текста начала рассказ.

4. Составление продолжения рассказа детьми. После повторного прочтения текста детям задаются вопросы: Что было дальше? Как мальчики добирались домой? Предлагается несколько вариантов продолжения рассказа (в виде направляющих указаний и вопросов):

§ Что увидели мальчики на реке, что они сделали?

§ Мальчики пошли по берегу. Что они увидели? Кого они встретили?

§ Саша хорошо плавал, а Вова плавал плохо. Что они решили сделать?

По предложенным вариантам ребята составляют окончание рассказа*. Продолжение рассказа составляется по одному или нескольким предложенным вариантам с учетом состава обучаемой группы.

5. Анализ детских рассказов. (Проводится на втором занятии, по магнитофонной записи). Обращается внимание на особенности решения творческой задачи, соблюдение связности и последовательности повествования и т.д.

6. Как отдельный вид работы применяется выполнение детьми рисунков к составляемым рассказам (с использованием их для «Выставки детского рисунка», «домашних заданий» по развитию связной речи и др.).

Пример составления окончания рассказа детьми с ОНР подготовительной к школе группы (фрагмент занятия).

Максим Б. (6,5 лет):

- Набрали грибов и обратно пошли. Пришли на берег, где песок, а лодки нет. Они поискали ее и не нашли... лодку. Потом они стали смотреть на реки, и там плыла лодка...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: