Методическая разработка к проведению занятий по обучению составлению рассказа по картине «Река замерзла» из серии картин О.И. Соловьевой (II период 1-го года обучения)

Обучение рассказыванию на основе данной картины проводится на двух занятиях.

Цель занятий: обучение детей составлению рассказа — описания по тематической картине.

Основные задачи:

1. Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

2. Обучение составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины; формирование умения объединять несколько фрагментов-описаний в связный рассказ (по картине в целом).

3. Формирование навыков планирования связного развернутого высказывания.

4. Формирование грамматически правильной речи (усвоение нормативного употребления падежных форм имен существительных, упражнение на словоизменение).

5. Развитие фразовой речи детей.

Активизация и обогащение словарного запаса.

Оборудование: крупноформатная картина, штатив с раздвижным экраном, наборы предметных и пейзажных картинок.

Занятие 1

Ход занятия

1. Организационная часть. Упражнение на узнавание предметов по их краткому описанию — на основе перечисления характерных признаков (по теме «Зима»). Например: «Белый, холодный, пушистый, скрипит» (снег); «Твердый, гладкий, скользкий, блестящий» (лед) и др.

В качестве вспомогательного приема используются картинки среднего формата с изображением зимнего пейзажа. Упражнение проводится в целях активизации детей, включения их в работу, подведения к теме занятия.

2. Рассматривание картины.

§ Разбор предметного содержания, в процессе которого уточняется значение ряда слов, в словарь вводятся новые слова и словосочетания: деревня, село, трактор, колесный трактор, сено, стог сена, лошадь, сани (сопоставление слов «сани» - «санки»), река, лед, мост, здание, антенна и т.д. Объясняется значение новых слов.

Примерные вопросы к разбору картины:

а) Что вы видите на картине?

Как называется место, которое здесь изображено? Как называется машина, которая идет по дороге? Что везет трактор? На чем лежит сено?

б) Что находится на крыше этого дома? Что изображено здесь? (Река.) Чем покрыта река? и др.

Занятию по картине может предшествовать проведение воспитателем беседы по теме «Зима», организация тематической прогулки.

§ Активизация глагольной лексики.

Проводится упражнение на подбор слов, обозначающих субъект действия, к словам, обозначающим действия. Слова и словосочетания, обозначающие действия, даются педагогом.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) СЛОВА, ПОДБИРАЕМЫЕ ДЕТЬМИ
Везет сено трактор
Катаются (на коньках) ребята
Несет ведра женщина
Едет по мосту машина
Покрыта снегом земля
Покрыта льдом река
Покрыты снегом деревья, крыши домов и т.д.

Затем дети упражняются в составлении предложений с данными словами (по произносимому педагогом первому слову, обозначающему предмет).

СЛОВА, ДАВАЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЕТЬМИ
Река Река покрыта льдом.
Ребята Ребята катаются на коньках.
Трактор Трактор везет сено (сани с сеном) и др.

При этом используется показ педагогом соответствующих деталей картины.

§ Уточнение значения некоторых слов-определений (по вопросам педагога). Дома (какие?) — деревянные, одноэтажные. Трактор (какой?) — колесный.

Проводится сопоставление предлагаемых слов со словами «каменный», «многоэтажный», «гусеничный» с использованием соответствующих предметных картинок.

Упражнение на составление фраз-высказываний по вопросам педагога. Дети упражняются в самостоятельном составлении предложений из 3-4 слов с опорой на картину; в распространении предложений словами, обозначающими место, способ, средство действия.

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТАВЛЯЕМЫЕ ДЕТЬМИ
Что делают ребята? Ребята катаются на коньках
Где они катаются? Ребята катаются на коньках по льду
Что несет женщина? Женщина несет ведра (с водой).
Что делает девочка? Девочка везет маленького мальчика.
На чем везет девочка мальчика? Девочка везет (катает) мальчика на санках.

В ходе упражнений параллельно разбирается содержание картины и отрабатываются отдельные речевые высказывания, которые могут быть использованы детьми при составлении самостоятельного рассказа.

Занятие 2

Ход занятия

1. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

2. Упражнение на составление предложений по данному слову (словоформе) или словосочетанию. (При затруднениях используется опора на картину).

Составь предложение со словом (словами): «на коньках», «покрыта льдом», «ведра», «ведра с водой», «на крыше» и т.д.

Составление небольших рассказов по фрагментам картины с учетом стержневых значимых объектов (деревня, река, трактор, мост).

При работе с более слабой группой детей (в целях лучшей организации внимания и облегчения выполнения задания) демонстрируется только соответствующий фрагмент картины, а остальные закрыты экраном.

а) Дается образец рассказа по одному из фрагментов картины, например:

Здесь изображена деревня. Дома деревянные, одноэтажные. Рядом с ними стоят высокие деревья. Крыши домов и деревья покрыты снегом. Здесь стоит лошадь, запряженная в большие сани.

Образец рассказа повторяется одним - двумя детьми.

б) Составление рассказов по другим фрагментам картины — по предваряющему вопросному плану

Примерные вопросы:

Что здесь изображено? (Указание на основное место действия.)

Кто пришел на реку?

Что делают ребята?

Такие рассказы-описания состоят из 4-6 предложений (в зависимости

от содержания фрагмента).

3. Составление рассказа по картине в целом (одним ребенком). Зачин рассказа вначале (как образец) дается педагогом.

На этой картине изображена деревня зимой. Земля, деревья, крыши домов — все покрыто снегом. Рядом с деревней река. Река замерзла...

При составлении рассказа по картине в целом используются вопросы типа: «Что ты еще можешь сказать?», «Что здесь еще изображено?» и др. При необходимости применяется указание на стержневые объекты или детали картины. Рассказ по ней может предваряться составлением детьми (с помощью педагога) общего плана-схемы своего рассказа.

Я расскажу о деревне, какая она, о реке; о ребятах, что они делают; о тракторе...

Перед рассказом второго ребенка педагогом дается указание дополнить рассказ первого, рассказать о предметах, изображенных на втором плане картины.

Анализ одного из рассказов (по магнитофонной записи). Дети участвуют в анализе рассказа: указывают на пропущенные моменты, вносят дополнения, «находят» ошибки в грамматическом оформлении высказываний (по указаниям педагога).

В заключение детям предлагается придумать свои варианты названия картины.

Начало формы

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: