Рассказ «ДЕЖУРНЫЕ»

Имена действующих лиц заменяются именами детей группы. Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол.

Вопросы к рассказу

Ребенок отвечает полным, четким предложением.

- Что поливала Таня?

- Что делала Таня?

- Что делал Вова?

- Что Петя ставил на стол?

- Куда Петя ставил посуду?

- Что делал Петя?

- Что делали все дети?

Важно, чтобы дети не повторяли слово делал, а сразу употребляли нужный глагол.

Упражнения

1. Подбор слов.

- Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.)

Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса малыша.

- Вова кормил попугая. Кого ещё можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котёнка и т.п.)

- Что можно ставить на стол? (вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т. п.)

- Что можно класть на стол? (ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т. п.)

Уточняется разница между действиями ставить и класть. Важно, чтобы, отвечая на этот вопрос, ребенок каждый риз употреблял глагол класть (а не ложить, что часто встречается).

2. Замена действия в предложении.

Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки — ведь это писал Незнайка!

Салфетница лежит на столе.

Нож стоит на столе.

Чашка лежит на столе.

Таня наливает цветок.

Вова выливает кактус.

На этом этапе обучения еще рано выходить за рамки 3—4-словных предложений.

3. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.

Цветы стоят на подоконнике. Слово подоконник проговаривается по слогам.

Таня любит рисовать. Вова любит попугая. Вова убрал игрушки. Петя вымыл руки. Петя надел фартук. Петя строил домик. Петя поставил тарелки. Петя положил ложки.

ересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картины.

Взрослый должен поощрять добавление ребенком деталей, если они относятся к событиям, описанным в рассказе. На этом этапе ребенок пересказывает рассказ короткими, но четкими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: