Тема. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Цель. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.
Начинается это занятие (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.
Рассказ «ИГРА»
Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли. Вопросы к рассказу
Ответ дается полным предложением.
- Кто вошёл в группу?
- Куда вошли дети?
- Что взял Миша?
- Кого взяла Катя?
- Что катал Миша?
|
|
- Кого причёсывала Катя?
В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.
Упражнения
1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ.
Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет.
Катя села на ковёр. Миша долго завтракал. Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку. У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку. Миша любит машинки. И т. п.
2. Установление порядка предложений в рассказе.
Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.
Катя взяла куклу.— Катя вошла в группу.
Катя причёсывала куклу.— Катя взяла куклу.
Миша взял машинку.— Миша катал машинку.
Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.
3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности.
Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (войти, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже: причёсывала — вошли; взял — катал; играли — вошли; причёсывала — взяла.
4. Пересказ рассказа целиком (по памяти и с использованием картинки).
Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.
Цели. Те же, что в занятии № 1.