Удивительные скелеты

Всего Хьюнко Ли создал 11 скелетов – работа над каждым может длиться по несколько месяцев. Первым выставочным образцом стал скелет хорошо известного кролика Багза Банни, который получил латинское наименование Lepus Animatus. Он легко узнаваем по огромным передним зубам – хотя кролик без ушей выглядит, прямо скажем, непривычно. Не менее странно смотрятся уже упомянутые Том и Джерри. Если внимательно вглядеться в верхние лапы (руки?) Тома в мультике, то сразу становится понятным, что скелет угероя вовсе не кошачий. Гипертрофированные огромные когти, длинные многосуставчатые пальцы. Такими их и сделал Хьюнко Ли.

Сейчас скульптор работает над скелетом Микки-Мауса. Рисованное изображение этого скелета было показано широкой публике еще в 2006 году, но до реализации дело дошло только сегодня.

Кстати, я предложил Хьюнко обратить внимание на героев советских мультфильмов – Волка и Зайца из «Ну, погоди!». Хьюнко ответил, что никогда не думал об этом, но, посмотрев с моей легкой руки несколько серий, заинтересовался. Так что не исключено, что скелет Волка тоже когда-нибудь появится в сеульской галерее.

Интересно, что бы сказал Хьюнко, если бы я предложил ему создать скелет Шефа или Коллеги из мультика про братьев Пилотов?..

Галерея Хьюнко Ли

Впервые выставка проекта Animatus прошла в галерее Arario Gallery, Хеонан, Южная Корея, в 2006 году. Была создана подчеркнуто мрачная и аскетичная обстановка – черные стены, на них чертежи и эскизы, а в зале – скелеты. Конечно, всем скелетам придаются характерные для персонажей позы.

Отдельным залом выставки стала сама мастерская, в которой работали Хьюнко Ли и группа его ассистентов. Освещенное помещение с разбросанными пособиями, рисунками, инструментами, стеками, деталями, костями вызывало не меньший интерес публики, нежели сами оконченные изделия. Собственно, студия Ли больше похожа на лабораторию. Ассистенты в белых халатах ипластиковых масках, идеальная чистота, множество анатомических атласов и плакатов.

Сам скульптор говорит, что одной из задач проекта было доказать возможность существования мультипликационных героев в реальном мире. Точнее, не доказать, а обосновать. По сути, работы Ли представляют собой нечто вроде моста между миром реальным и миром воображаемым. Наука – анатомия – тесно сплетается в проекте Animatus с чуждой научному подходу отраслью воображения и чудес.

Как бы отнесся мир к Сальвадору Дали, если бы он распечатывал свои работы на цветном принтере? Скульптор Кристофер Басгейт создает своих удивительных «существ» на промышленных станках


BH625514455315
Алюминий, латунь, нержавеющая сталь // 66х23х23 см // 2008


B212455355
Алюминий, латунь // 13х20х15 см // 2008


FL633322251552
Сталь, алюминий, медь, латунь // 13х13х13 см // 2007


Mn783485521265683
Алюминий, латунь // 13х13х13 см // 2009


Ln724423235515636
Сталь, алюминий, латунь // 20х17х17 // 2008


M331251
Нержавеющая сталь, алюминий, латунь, медь // 28х18х18 см // 2008


Md782252522611413
Алюминий, латунь, медь // 13х27х10 см // 2006


Химия цвета
Помимо механической полировки металлических деталей Кристофер Басгейт использует химические способы обработки поверхности, в частности порошковую окраску и гальванотехнику


Создавая своих «существ», я балансирую на грани классического подхода к скульптуре и современных промышленных технологий. В этом балансе воплощается гармония творческой эмоциональности и инженерного интеллекта

Это смелое заявление, но на фоне творений Кристофера Басгейта работы подавляющего большинства современных скульпторов выглядят похожими друг на друга. Сварные конструкции, кинетические скульптуры, интерактивные роботизированные инсталляции – все они одинаково далеки от завораживающих своими безупречными формами и холодным металлическим блеском созданий Криса. Его подход к творчеству как с технологической, так и с эмоциональной точки зрения очень трудно проассоциировать с искусством в привычном понимании этого слова. Тем не менее работы Криса пользуются популярностью в крупнейших галереях мира, заставляя зрителей остановиться, восхититься абсолютным совершенством форм и задуматься.

Кристоферу не импонирует ручная работа. Эмоциональности и непосредственности человеческого фактора он предпочитает безупречную точность промышленных технологий. Вместо того чтобы напрямую обращаться к чувствам зрителя, он апеллирует к интеллекту, вызывая восхищение научными и технологическими достижениями человечества. Его работы, названные сухими комбинациями букв и цифр, воспринимаются как продукт внеземных цивилизаций или устройства, прибывшие к нам из далекого будущего. С первого взгляда на них становится ясно: как любое произведение инженерного искусства, эти машины наделены серьезными функциями. Однако разгадать их обычному современному землянину не под силу.

Художник-многостаночник

Кристофер Басгейт не любит говорить о прошлом: родился, женился… Зато любит рассказывать, как годами учился работать на промышленных станках. Основные формы «существ» (так Крис называет свои работы) создаются при помощи фрезерных, токарных и сверлильных станков. В мастерской художника можно увидеть и уникальные станки, которые он изобрел сам. «Постройка новых станков заняла у меня немало времени, – рассказывает художник, – причем строил я их по большей части из интереса. И все же нередко возникают ситуации, когда вдруг оказывается, что инструментов, необходимых для реализации моего замысла, просто нет в природе. В таких случаях изобретение и постройка необходимого инструмента становятся ключевым этапом работы над конкретным произведением, то есть неотъемлемой частью творческого процесса».

Крис работает как на станках с ручным управлением, так и на компьютеризированных, с ЧПУ. Когда иной скульптор, повинуясь вдохновенному порыву, берет в руки молот, Кристофер Басгейт садится за компьютер и создает трехмерную модель будущей детали. «Использование станков с числовым программным управлением позволяет мне обрабатывать заготовки с точностью до микрометра, – говорит Крис, – такая точность недостижима ни для человеческого глаза, ни для человеческих рук».

Машинная точность изготовления отдельных деталей позволяет применять промышленные технологии для сборки готовых скульптур. К примеру, некоторые детали запрессовываются в корпус «существа» подобно подшипникам скольжения в двигателе автомобиля. Некоторые скульптуры собираются на винтах, в ряде случаев используются эпоксидные смолы. Специальное оборудование требуется для полировки готовых деталей и придания им необходимого цветового оттенка. Крис обжигает детали в печи для образования побежалости, использует порошковую окраску, применяет гальванопластику – метод нанесения металлического слоя на поверхность посредством электролитического осаждения.

Это только кажется, что управлять всеми этими промышленными машинами просто. Постройка одной скульптуры, как правило, занимает несколько недель. Сами станки, подобно скульпторам, удаляют лишний металл с заготовки постепенно, очень маленькими порциями, превращая твердый материал в стружку или пыль. Этот процесс может занимать сотни часов. Неделя уходит на полировку грубых деталей, их обезжиривание и подготовку к покраске. Еще неделю занимают собственно окраска, обжиг деталей для создания побежалости и окончательная сборка «существа». И это не считая долгих бессонных ночей, посвященных обдумыванию идеи, проработке дизайна будущей скульптуры, программированию станков.

Один шаг к промдизайну

«В моих работах нет иносказаний, аллегорий или цитат, – утверждает Кристофер Басгейт. – Вместо этого я предпочитаю создавать логичные и прагматичные объекты, несмотря на то что при работе над своими скульптурами всецело полагаюсь на собственные эмоции и инстинкты». Облик «существ», созданных Крисом, по большей части обусловлен применяемыми им технологиями. Машинное производство диктует определенную визуальную и эмоциональную сдержанность, строгость. Любая идея художника многократно трансформируется, проходя через различные стадии технологического процесса. Работы Криса – это не результат творчества без границ, как у других скульпторов, а компромисс между творческим порывом и технологическими ограничениями, которые приближают деятельность Басгейта к инженерному искусству или промышленному дизайну. Чтобы реализовать какую-либо эмоциональную идею, Крису приходится постоянно решать логические задачи. Нестандартные, остроумные решения для одной скульптуры могут ложиться в основу следующей, и так по цепочке. В конечном счете получается, что в «существах» Кристофера неразрывно и органично переплетаются эмоции и интеллект.

Из технологического процесса вытекает и еще одна уникальная особенность работ Кристофера Басгейта. Обычно неотъемлемым свойством любого произведения искусства считается его уникальность и неповторимость. Картина художника или изваяние скульптора подобны дереву, которое выросло на плодородной почве, повинуясь множеству непредсказуемых факторов: солнцу и ветру, дождю и снегу, теплу и холоду. Точно такому же дереву уже никогда не суждено появиться на свет. А вот работы Басгейта в теории можно повторить с точностью до микрометра. В теории – потому что в реальности художник еще ни разу так не делал. Возможно, как раз потому, что хочет остаться художником, а не превратиться в модного дизайнера интерьерных украшений.

Джереми Мейер не питает ни малейшего пиитета к антикварным вещам. Каждую неделю он прочесывает окрестные блошиные рынки и лавки старьевщиков, а затем тщательно препарирует находки в своей студии, разбирая исторические реликвии до последнего винтика, и проводит долгие часы, классифицируя и каталогизируя полученные части, чтобы потом объединить их в новую художественную сущность


Джереми Мейер
Год рождения: 1972 Место жительства: Тахо-Сити, Калифорния, США Род занятий: дизайнер, художник, скульптор Увлечения: наука и научная фантастика Любимый материал: детали пишущих машинок Творческое кредо: Искусство пробуждает чувства, которые делают людей лучше


Механический автопортрет
Этот скульптурный портрет Мейер собрал для художественной выставки, проходившей в 2005 году в Сиэтле. Прежде механические люди Мейера были лысыми или имели на голове что-то вроде шлема. Здесь же художник попытался сымитировать волосы, для чего прикрепил к металлическому черепу пару десятков литерных рычагов. В облике созданного персонажа Мейер нашел сходство с самим собой. «Он выглядит надломленным и почему-то совершенно как я, – признается художник. – Надеюсь сделать таких еще».


Пособие по анатомии
Экспериментировать с деталями пишущих машинок Мейер начал в 1994 году и, не размениваясь на мелочи, занялся сразу крупномасштабными проектами. Несмотря на минималистичность своих форм, полутораметровый «скелет» весит более 22 кг. Обеспечить абсолютную прочность соединений такой крупной фигуры без клея и сварки сложно, поэтому художнику приходится периодически наведываться в дом нынешнего владельца скульптуры, чтобы подправить ее


Шерсть дыбом
Сам Джереми Мейер предпочитает собак. Он живет в домике на берегу озера со своей дочерью Клео и псом по кличке Пи Джей. Но, просматривая каталоги интернет-ресурсов, художник обнаружил, что в мире существует огромное количество поклонников семейства кошачьих. К настоящему времени он собрал уже 14 механических кошек, и все они пользовались большой популярностью у публики


Гигантский сверчок
Внутренности пишущей машинки Royal очень удачно трансформировались в брюшко и грудную клетку насекомого. Чтобы подобрать детальки, точно соответствующие друг другу по цвету, художнику пришлось долго рыться на своем «кладбище» машинок. Для имитации ног гигантского сверчка Мейер отступил от своего принципа не менять форму исходных деталей и изогнул рычажные переключатели. Оказалось, что поклонников механической энтомологии гораздо меньше, чем «кошкофилов», и вот уже пять лет выставленная для продажи скульптура занимает место в мастерской художника


Маска злобного духа
В мастерской Джереми Мейера скопилось огромное количество деталей. В поисках вдохновения художник любит перебирать то, что осталось от уже готовых скульптур. Так появилась серия малосимпатичных физиономий, которые получили свое название по аналогии с этнографическими масками. Но, насмотревшись вдоволь на выпученные глаза и оскаленные рты, Джереми понял, что злые и агрессивные лица – не его стихия, и не планирует заниматься подобными вещами в дальнейшем


Кошка сдохла, хвост облез
Среди анималистических скульптур художника нет ни одной умильной киски, фотографиями которых так любят украшать свои тетрадки школьницы и студентки. Его «Мертвые кошки» производят жутковатое впечатление обглоданными ребрами и сведенными в судороге лапами. Однако это не мешает художнику почти моментально находить покупателей на собранные скелетики. Может, их приобретают те, для кого «хорошая кошка – мертвая кошка»?

Джереми Мейер – дизайнер и художник, который работает в разных жанрах и изобразительных техниках. На его выставках посетители видят портеты и автопортреты, техно-натюрморты и аллегории, как нарисованные традиционной пастелью, так и созданные с помощью компьютерных программ трехмерного моделирования. Но наибольшее внимание публики всегда привлекают его скульптуры, собранные исключительно из деталей старых пишущих машинок. Тех самых, которые с появлением компьютеров и принтеров в массовом порядке отправились на свалки и в магазины раритетов.

Еще пятьдесят лет назад немыслимо было представить себе контору или какое-то государственное заведение без механического «текстового процессора». Машинисткам имя было легион. Была ли девушкой из машбюро прабабушка Джереми, неизвестно, но каким-то образом среди вещей его матери оказался видавший виды «Ундервуд» выпуска 1920-х годов. Машинка стала одним из немногих развлечений для мальчика, родившегося в семье железнодорожного рабочего в богом забытом местечке на севере Миннесоты, куда водопровод-то провели только в 1975 году (нашему герою как раз исполнилось три года). Ни у кого в семье не было художественных наклонностей. Люди вокруг гораздо больше интересовались охотой, чем искусством. Джереми же ощущал себя художником с тех пор, как себя помнит. Будучи ребенком, он начал самостоятельно учиться рисованию и продолжает развивать свои способности по сей день. Мейер не получил какого-либо официального художественного образования, но это не мешает ему устраивать персональные выставки в галереях и музеях искусств. Отсутствие теоретических знаний заменяет богатый практический опыт, полученный за время работы дизайнером картонной упаковки, реставратором старинных витражей и помощником скульптора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: