Развитие психологии и социологии как основа развития современного менеджмента

Школа социальных систем – это направление в теории организационных систем, возникшее в начале 50-х гг. прошлого века

Представители школы: Честер Барнерд, Франц Селзник, Алистай Этциони, Палвин Гоулднер, Герберт Саймон

Школы появляется исходя из проблемы синтеза двух предыдущих школ (классической и человеческих)

Проблематику этой школы можно свести к следующему:

1) описывали организацию как целостность;

2) описывали организацию в отношениях с внешней средой, описывали, что внутри организации происходит, занимались проблемой коммуникаций;

3) описывали организацию как аналог организма;

4) описывали организацию как культурный феномен.

Концепция организации Честера Барнерда

Организация – это система сознательной координации деятельности двух или более людей, включенных в совместную деятельность.

1) система – это целостность, состоящая из разнородных элементов;

2) система координации – самая главная функция для понимания системы функций;

3) сознательный – усилия целенаправленные, а не случайные;

4) организация – нижний предел – 2 человека, верхнего предела – нет.

Организация – система многофункциональная. Понять ее с помощью одной науки нельзя, нужны, философия, политология, психология, социология, экономика и др.

Основные критерия для классификации организаций:

1) масштаб/размер:

§ общие/социальные: государство, церковь, в СССР – КПСС;

§ частные/локальные: частные компании, банки, больницы, школы и т.д.

2) жесткость управленческих структур:

§ скалярные: власть делегируется и сужается по каждому уровню цепочки иерархии (скалярная цепь): армия..

§ латеральные (бесструктурные): нет жесткой скалярной цепочки, описанной жесткой иерархии. Руководство не обладает способностью быстрого подавления конфликта. Пример: добровольные общества, клубы.

Барнерд выделил две функции организации:

1. производственная – то, что связано с достижением целей;

2. социальная – нужна для выживания системы

§ обеспечение интеграции или согласия между людьми и подразделениями внутри организации;

§ обеспечение согласия между данной организацией и внешней средой как с совокупностью других организаций;

§ обеспечение согласия стратегии организации с ситуацией (ситуация – совокупность неповторимых условий, в которых мы действуем).

Если все представители классической школы писали о формальной организации, а школы человеческих отношений – о неформальной организации, то Барнерд считал, формальное и неформальное – это два элемента организации, которые могут находиться в состоянии конфронтации и конфликта, но вместе с тем оба необходимы.

Формальная организация – это спроектированная под общую организационную цель, жестко структурированная система сознательной координации деятельности. Она имеет иерархическую природу.

Неформальная организация – это бесструктурная система бессознательной координации. Ее признак – обслуживание цели группы, а цели группы и организации никогда не совпадают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: