Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированности и личностной целостности (конгруэнтности) ребенка.
Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.
Анализ динамики развития ребенка.
Предпочтительное использование при обследовании ребенка в условиях ПМПК формы обучающего и формирующего экспериментов. Анализ динамических изменений в процессе обучения ребенка, формирования планируемых изменений.
При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий обследование строится по следующим принципам:
— переход от простого к сложному;
— переход от совместных действий специалиста и ребенка к самостоятельным действиям ребенка.
Опора на резервные (сохранные) структуры психофизического развития.
Опора на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации).
Распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка.
|
|
Соразмерность помощи поставленной диагностической задаче и возможностям ребенка.
Обеспечение успеха ребенка в результате выполнения каждого «шага» обследования. Подкрепление мотивации достижения.
Оценка способности ребенка к переносу — действию, размышлению по аналогии.
Использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования, таких как:
— игра (предметная, сюжетная, ролевая, дидактическая и др.), соревнование, различные формы обучающего или формирующего эксперимента и др.;
— индивидуальная работа с ребенком, работа в микрогруппах (в том числе в присутствии родителей, во взаимодействии с родителями, в присутствии нескольких специалистов и т.д.).
Рекомендуемая форма плана/протокола
(на примере психологического обследования)
План/протокол психологического обследования ребенка
(Ф.И.О., возраст ребенка)
дата специалист
(ф.и.о. педагога-психолога)
Диагностическая гипотеза | План обследования | Протокол обследования | |
Методики | Особенности выполнения заданий ребенком | ||
Дифференциация умственной отсталости и нарушений активности и внимания, сопряженных с задержкой психического развития | 1. Исследование мыслительных операций 2. Исследование произвольного внимания и регуляторной функции речи и т.д. | 1. 4-й лишний 2. Метафоры 3. Последовательные картинки (Радлов) 1. Нейропсихологические пробы на выполнение программ действий в ответ на условные сигналы и т.д. |
Обследование ребенка специалистами в соответствии с общим планом
Следующие виды обследования проводятся обязательно: а) медицинское; б) психологическое; в) педагогическое.
|
|
Специализация внутри каждого вида обследования, их направление и степень детализации зависят от предполагаемых диагностической гипотезой отклонений и резервных возможностей развития ребенка. Имеются в виду, например, педиатрическое, неврологическое, психиатрическое — в рамках медицинского обследования; патопсихологическое, нейропсихологическое — в рамках психологического; дефектологическое, логопедическое — в рамках педагогического и т.д.
Планирование обследования ребенка специалистом осуществляется в соответствии с диагностической гипотезой, общим планом обследования ребенка, целью деятельности ПМПК, запросом, исходящим от инициатора обследования.
Коллегиально выработанный план обследования ребенка предполагает, что каждый специалист, участвующий в обследовании, самостоятельно решает, какими методами (в рамках единого пакета стандартизованных методик для обследования ребенка на ПМПК, о котором еще предстоит договориться) он будет осуществлять свое профессиональное обследование, информирует об этом других специалистов, учитывает их предложения и замечания. При этом предполагается исключение дублирования элементов обследования за счет супервизорской технологии.
Важнейшим моментом коллегиальной договоренности по вопросу планирования обследования является определение приоритетных задач обследования и, соответственно, роли и места каждого специалиста в этом обследовании. В некоторых случаях после сбора первичной информации становится очевидной приоритетность одного из перечисленных выше видов обследования.
Например, очевидные речевые нарушения ставят вопрос о первичности логопедического обследования, вслед за которым, возможно, потребуются элементы нейропсихологического обследования, затем, для дифференциации нарушений речи и мышления, — патопсихологическое и собственно дефектологическое, а на завершающем этапе — неврологическое и другие клинические исследования. Эта последовательность может быть оправдана, например, при подозрении на алалию.
Ниже приводится конкретный пример. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть необходимость гибкого подхода к планированию и определению структуры целостного обследования ребенка на ПМПК. Разные виды обследований (разными специалистами, разными методами) представляют собой блоки, которые необходимо компоновать в целостную структуру, как элементы мозаики, но при этом надо иметь в виду, что для каждого ребенка окончательная «картинка» будет сугубо индивидуальной. Такой подход, как правило, оправдан, если первичная информация и документация позволяют формулировать достаточно четкую гипотезу. При недостаточности первичной информации обычно более оправдана классическая последовательность обследований: медицинское, психологическое, педагогическое.
Так же коллегиально специалисты принимают решение об условиях обследования ребенка (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или без и т.д.).
Подтверждение диагностической гипотезы по ходу обследования может снять вопрос о необходимости других, ранее запланированных видов обследований. Однако в них может возникнуть потребность для разработки и проверки адекватности рекомендаций именно для этого ребенка.
Предпочтительным является обследование ребенка на ПМПК каждым специалистом индивидуально, с участием других специалистов в качестве супервизоров (за зеркалом Гезелла). Присутствие родителей (законных представителей) определяется особенностями каждого конкретного случая.
Каждый специалист ведет протокол, который по содержанию соответствует индивидуальному плану обследования ребенка.