Рис.2.8.Схема лопастного электрогидравлического привода. Принципиальная схема ручной гидравлической рулевой машины теплохода на подводных крыльях типа «Ракета».
1– трубопровод
2, 3, 4 – клапаны
5 – бак
6 – фильтр
7 – сливная магистраль
8 – клапан
9 – клапан (гидрозапор)
10 – клапан
11, 14 – штуцерно-поворотный шарнир
12, 13 – гидравлические цилиндры
15 – клапан
16 – клапан (гидрозапор)
17 – насос
18 – мультипликатор
Привод полубалансирного руля обеспечивается с помощью 2-х гидроцилиндров 12, 13. При вращении штурвала по часовой стрелке (перекладка руля в сторону правого борта) мультипликатор 18 увеличивает частоту вращения вала насоса 17, эксцентрик насоса воздействует на поршни и производит подачу рабочей жидкости в надпоршневую полость клапана 16 и в штоковую полость клапана 9. Из клапана 9 через штуцерно-поворотные шарниры 11, 14 рабочая жидкость поступает во внешнюю полость гидроцилиндра 13. Давлением жидкости поршни сдвигаются влево и воздействуют на руль, перекладывая его вправо.
Вращением штурвала в обратную сторону обеспечивают перекладку руля влево. В этом случае рабочая жидкость поступает через клапан 16 в другие полости цилиндров, а возвращается через клапан 9.
Когда штурвал находится в покое, рабочая жидкость в цилиндрах запирается гидрозапорами 9, 16 и руль не возвращается.
Возможные утечки жидкости пополняются из заправочного бака 5 через клапан 2 или 3.