Методы изучения психического развития ребенка

А теперь перейдем к характеристике методов изучения психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем же он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность.

В-третьих, если наблюдатель (психолог, педагог или врач) имеет возможность наблюдать за ребенком с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффективным?

Первое и, может быть, главное условие – хорошая способность к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, необходимое профессиональное качество психолога, педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения - это наблюдений с знаниями о развитии ребенка. [13, с.125].

Третье условие - это организация наблюдения. Одно из них (самое простое) - составление карточек развития ребенка. С их помощью вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:

- физическое развитие;

- общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т. д.);

- социальное развитие и игра (игры со взрослыми и со сверстниками; как ребенок играет, его интересы и т. д.);

- самостоятельность и независимость, т. е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания и т.д.

- поведение ребенка.

Структура карточки - это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка.

Какие же советы следует дать наблюдателю?

1. Обосновывайте свое мнение (вы должны отвечать за свои слова).

2. Придерживайтесь своих наблюдений - не старайтесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: "Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад" (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: "Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут".Можно порекомендовать и родителям вести такие карточки наблюдения.

Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которую обычно рекомендуют при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению темами для беседы могут быть: [12, с.18].

- семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, зависимость, агрессия и активность-пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т. д.;

- родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;

- участие в домашней работе: ее содержание, самостоятельность;

- свободное время: количество и качество проведения под присмотром родителей, друг противоположного пола; интересы, увлечения;

- самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

- школа: ход обучения, как оно протекает, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Одноклассники: статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов;

- страхи и опасения: наличие и объекты страхов (ночные страхи)

- состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на отношения ребенка к другим людям, сверстникам, взрослым, к делу, к самому себе. [13, с.184].

Другая группа методов изучения ребенка - это эксперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. К положительным сторонам тестирования обычно относят:

- возможность определения нормы развития;

- возможность проведения повторных, т. е. сравнительных испытаний;

- возможность одномоментного сбора большого объема материала;

- отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время у тестов есть свои недостатки, ограничивающие их применение. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако чаще всего практически применимыми могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: