Потребности человека и их роль в развитии цивилизации

Потребность человека в чем-либо появляется вместе с появлением самого человека. Более того, можно утверждать, что именно стремление людей к удовлетворению своих потребностей лежит в основе развития человечества и является источником этого развития. Когда первобытному человеку потребовалось переправиться через реку, он придумал плот, а когда появилась необходимость в перевозке грузов - колесо. То есть, на протяжении всей жизни человек сталкивается с необходимостью что-либо предпринимать или придумывать для того, чтобы удовлетворять свои возрастающие потребности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в основе жизнедеятельности любого общества всегда лежало стремление людей к удовлетворению потребностей. Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития человеческой личности, социальной группы общества в целом.

Круг этих потребностей весьма разнообразен. Одни из них появляются вместе с рождением человека и носят физиологический характер – это потребность в еде, одежде, жилище; без их удовлетворения жизнь человека невозможна. Но, хотя рождаются они вместе с человеком, на протяжении всей его жизни физиологические потребности совершенствуются и усложняются. На характер физиологических потребностей оказывают влияние уровень развития производства, культуры, науки. Потребность в еде неодинаково выражается у первобытного дикаря и жителя современного общества. Первобытный человек, испытывая голод, удовлетворится дикорастущим плодом, а шкуру зверя будет использовать в качестве одежды. Современному же человеку известны тысячи наименований блюд, являющихся продуктом переработки даров природы, его гардероб состоит из множества разнообразных предметов одежды.

Помимо физиологических потребностей, людям необходимо удовлетворять и духовные. Современный человек не представляет своей жизни без книг, журналов, телевидения, он посещает театры, музеи, совершает путешествия. Круг товаров и услуг, удовлетворяющих его духовные потребности, также весьма широк. И, наконец, человек живёт в обществе, и ему не безразлично отношение к нему других людей, поэтому у человека формируется круг социальных, общественных потребностей - в любви, уважении, самосовершенствовании; у одних возникает желание руководить коллективом, у других – участвовать в управлении обществом. Марксистская теория обычно выделяет именно эти три группы потребностей: материальные, духовные и социальные.

В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста А.Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных к «высшим» духовным:

1) физиологические (еда, питьё и т.д.);

2) в безопасности (защита от боли, страха и т.д.);

3) в социальных связях (любовь, уважение, участие в группах по интересам);

4) в самоуважении (достижение цели, признания);

5) в самоактуализации (реализации способностей).

Первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние – к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Чем выше уровень развития общества, тем шире круг потребностей его членов. Потребности постоянно развиваются, расширяются и совершенствуются. Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития двух сфер: к первой относится материальное производство, ко второй – нематериальное.

В сфере материального производства создаются вещественные ценности и оказываются материальные услуги. В непроизводственной сфере создаются духовные, нравственные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги. Взаимодействие этих двух сфер между собой постоянно усиливается. В наиболее развитых государствах, где уровень материального производства достаточно высок, в нематериальной сфере работает до 70% трудоспособного населения. Это позволяет создавать больше технических изобретений и совершать больше научных открытий, что, в свою очередь, позитивно воздействует на развитие материальной сферы.

Средства, которые удовлетворяют потребности людей, называются благами. Благо – это любой объект потребления, приносящий определённое удовлетворение потребителю. В экономической литературе различаются следующие виды благ:

1.Материальные, включающие дары природы и продукты производства;

2.Нематериальные - блага, воздействующие на развитие человека, такие как искусство, литература, образование;

3. Экономические, создаваемые в процессе производства, то есть для того чтобы их потребить, их нужно предварительно купить.

4. Неэкономические (свободные блага) предоставляются природой без усилий человека, поскольку существуют в количестве, достаточном для полного удовлетворения потребностей.

5. Общественные, предоставляемые всему обществу: это уличное освещение, радиовещание, национальная оборона и т.п. Общественные блага имеют следующие особенности:

а) отсутствие соперничества – потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для остальных;

б) невозможность воспрепятствовать потреблению – нельзя запретить одним пользоваться освещением улиц, а другим разрешить.

Особое место среди благ, необходимых человеку, занимают услуги. Услуга – это особая разновидность блага, представляющая собой результат целесообразной деятельности человека, удовлетворяющий какие-либо потребности. Специфика услуги состоит в том, что она не имеет вещественной формы. Таким образом, большинство благ и услуг на сегодняшний день являются экономическими, и существует тенденция к их увеличению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: