double arrow

Динамический характер потребностей

Характеристика потребностей человека

План

1. Динамический характер потребностей.Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей.

2. Потребности в структуре личности и ее образе жизни.Потребности уровня жизни и качества жизни.

3. Информационные потребности. Рекреационные потребности человека.Представление о рекреационных потребностях. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей.

Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса

Техника, по определению Маркса, есть "овеществленная сила знания". Из этого определения вытекает, что неовеществленные знания, равно как и органы человеческого тела (ноги, руки, голова и т. д.) являются неотчуждаемыми силами человека, а, следовательно, определенностью техники не обладают.

Человеческий разум, используя материалы природы, превращает их в орудия труда, в средства транспорта, в оружия для обороны и завоевательных войн, в медицинские инструменты, в средства спорта и развлечений. История человеческого общества и общественный прогресс хорошо просматривается в прогрессе техники - от каменного топора до современного компьютера и космических кораблей. Они есть предметное воплощение технического прогресса.

Техника - это, прежде всего, средство человеческой деятельности. Как таковая она используется для осуществления тех целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, группы людей, нации или государства, следовательно, техника не создается ради техники, она всегда была, есть и будет средством для достижения какой-либо цели. Вне функционирования в качестве средства техника перестает быть сама собой, превращается в металлолом, в мусор.

В истории общества техника играла роль двуликого Януса. В зависимости от того, в чьих руках она находится, она может служить как умножению добра, так и распространению зла: углублению экологического кризиса, укреплению власти антинародных режимов, распространению болезней. Техника освобождает человека от изнурительного физического труда и, вместе с тем, порождает безработицу, она представляет высокоскоростные средства транспорта и, вместе с тем, чревата все более губительными транспортными катастрофами (пример, катастрофа весной 1998 г. пассажирского поезда в Германии, двигающимся со скоростью 200 км в час, в которой погибло около 200 человек и следствием которой было решение германского правительства об ограничении скорости движения поездов до 100 км в час). Техника способствует усвоению новых сфер природных ресурсов, она же приближает час экологической катастрофы. Перечень противоречивых, взаимоисключающих последствий технического прогресса можно продолжить. Все они подчеркивают мысль, что техника может служить как гуманным, так и антигуманным целям. Названная двуликость техники порождает неоднозначное отношение к техническому прогрессу на всем протяжении истории.

Еще в античной цивилизации существовало двойственное отношение к технике.

Если Геродот с радостью и восхищением описывает такие изумительные творения технического искусства как Афонский перешеек, мост через Геллоспонт, водопровод на Самосе, если Эсхил в своем "Прометее" объясняет фундаментальную человеческую миссию техники, то уже Софокл дает обоснованное доказательство опасной природы техники в знаменитом хорале из "Антигоны". Он говорит об ужасности человека, которая привела его к технике, о той чудовищной разрушительной силе, которую дала человеку техника. Так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом.94

Многие древние мыслители, например, Платон и Сократ, ставили созерцательное нравственно-эстетическое отношение к природе выше практического технического мышления. Они считали изобретателей орудий личностями низкопробного интеллекта. Техницизм как синоним прагматизма не довлел над умами древних греков.

Сами авторы технических изобретений (например, Архимед) считали необходимым пояснять, что они занимаются исследованиями отнюдь не для практических нужд, а ради развлечений. И мифологический Прометей - символ преобразования мира - не был человеческим существом и в силу этого переносил техническое творчество в царство божеских даров, которые человек всего лишь "находит".

Современная эпоха полна пессимистических предсказаний о последствиях научно-технического прогресса. Так, XV Всемирный конгресс по философии (1973 г.), посвященный проблеме "человек и техника" выразил полярность взглядов философов на эту тему. Западные философы, представлявшие страны с передовыми технологиями, относились к технике критически, отмечали ее дегуманизирующеевлияние на человека, называли Маркса технократом за его высказывания о ведущей роли техники в структуре производительных сил.

Английский социолог Клитер предсказывал такое будущее, когда компьютеры и роботы вытеснят человека из всех сфер жизни и будут танцевать канкан на могиле последнего человека, упрекая его в том, насколько он был глуп, создав думающие машины.

С другой стороны, философы из Индии, Пакистана, Афганистана видели причину всех бедствий народов их стран в недостаточном развитии техники.

Более широкое по сравнение с техникой понятие технологии. Оно определяется на основе системного подхода и способствует уяснению места человека в непосредственном процессе производства.

Технология - это процесс производства, рассматриваемый с точки зрения активного осуществления целевой установки с оптимальным использованием средств труда (технических м человеческих), научных достижений, методов управления производством и контроля за качеством продукции.

Гуманизация технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма, человеческой деятельности. Другим полюсом взаимодействия человека и техники в технологии является технизация человека, т. е. превращение органов человека и актов его деятельности, его интеллектуального потенциала в одно из средств (факторов), в инструмент достижения технической цели. Это, несомненно, дегуманизирующий признак технологии, так как он резко снижает возможности самореализации человека, его духовных и нравственных качеств, т. е. всего того, что подходит под емкое определение личности.

Создавая материальные ценности для общества, человек обесценивается, превращаясь в простую функцию технологического процесса.

Существует два способа устранения названного здесь дегуманизирующего признака технологического процесса. Первый, компенсирующий способ. Он состоит в том, чтобы компенсировать техническое отчуждение в процессе производства хорошей зарплатой и созданием условий для всестороннего развития личности за пределами производства. Человек из положения в себя бытия переходит в положение для себя бытия.

Второй способ состоит в гуманизации технологического процесса, в создании таких условий на производстве, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои личностные и гражданские качества. Этот, второй, способ более трудный, он и должен быть предметом пристального внимания технического образования, его гуманизации.

Попытаемся сформулировать некоторые философские подходы к решению этой проблемы.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления, различные уровни человеческого разума. Основные уровни: аналитический разум, синтетический разум, диалектический разум.

"Технология есть кульминация аналитического разума, а компьютеры есть высший пример аналитического разума в действии. И чем больше прогресс компьютерной техники, тем больше опасности превращения аналитического разума в единственный способ мышления и технологизации всего человеческого разума" (Д. Джордж. США).

Подготовка инженерных кадров опирается на приоритетное развитие аналитического мышления. Это - аксиома технического образования. Опасность дегуманизации инженера, подготовки бесчеловечного инженера состоит не в отрицании этой аксиомы. Дегуманизация начинается там, где аналитический разум рассматривается не только как превалирующий, но и как единственный способ мышления будущего специалиста. Когда аналитический разум не ограничивается сферой технологии, но осуществляет свою экспансию на все другие сферы жизнедеятельности человека: культуру, духовную и нравственную жизнь общества.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания студента в вузе ориентировать на преодоление одностороннего представления на свою будущую техническую специальность. Надо, чтобы будущий технический специалист ориентировался на усвоение целого комплекса гуманитарных знаний, чтобы он формировал себя, прежде всего, как человек, а затем - как инженер. Именно так ориентированы многие технологические вузы западных стран, отводя на изучение гуманитарных дисциплин до 50% учебного времени.

Надо также учесть то обстоятельство, что не все проблемы, изучаемые техническими науками, являются чисто технологическими. Это и человеческие проблемы. Поэтому в программу технических дисциплин должны быть включены вопросы истории науки и техники, социальные и культурные предпосылки развития той или иной технической науки, место и значение той или иной конкретной науки "на карте знаний". Надо показать, что доминирование аналитического разума исторически ведет к радикальному атомизму, в котором все части разделены, независимы, дискурсивные.

Синтетический разум есть черта разума или черта разумного человека, форсирующая целостное мышление, систему или всеобщность. Этот тип разума, который рассматривает все элементы структуры в их взаимосвязи в рамках системы. Синтетический разум формирует модель универсального единства.

Синтетический разум формирует общечеловеческую позицию будущего специалиста. Это достигается преподаванием гуманитарных дисциплин: истории, культуры, политологии, эстетики, этики, языкознания, социологии. Функциональное назначение этого ряда дисциплин состоит в формировании образа личности в обществе, государстве, в усвоении системы социальных коммуникаций.

Формирование и развитие синтетического мышления будущих специалистов вполне подходит под название гуманитаризации технического образования. Из перечисленных дисциплин названного цикла наибольшей возможностью для формирования личности технического специалиста обладают: социология, эстетика, этика, языкознание. Но поскольку все эти дисциплины формируют преимущественно поведенческую (социальную) сторону личности специалиста и не вникают в деятельностную(профессиональную) сущность личности, они не могут претендовать на приоритетную роль в процессегуманизации технического образования. Диалектический разум цементирует связь между первыми двумя уровнями мышления. Это тот аспект разума, который сдерживает нас от чувства полного удовлетворения от результатов наших аналитических и синтетических достижений. Это движение от одной перспективы к другой, от одной точки зрения к другой, гарантия от односторонности и закостенения. Это гибкость ума, побуждающая к смене методов, к плюрализму подходов, к поиску средств выхода из тупиковых ситуаций технического творчества. Это чувство того, что проделанный анализ не следует воспринимать за конец поиска, а синтез никогда не бывает полным.

Диалектическое мышление - масштабное, стратегическое. Первостепенная роль в решении этой задачи при подготовке инженеров отводится философии. Это достигается в органическом единстве мировоззренческой и методологической подготовки. Существенную роль в этом деле могла бы сыграть организация совместно с техническими кафедрами деловых игр, включающих решение экологических проблем будущими инженерами.

В этом свете мне представляется, что подлинная, а не мнимая гуманизация технического образования состоит в воспитании у будущего специалиста стремления и способностей к всесторонней реализации своей деятельной сущности во всех сферах общественной жизни на базе высокой профессиональной подготовки.

Итак, какие новые потребности формирует современный научно-технический прогресс, какие из старых потребностей он нивелирует или модернизирует с учетом современности? Учитывая виртуальную природу потребностей, их консерватизм и избирательность, их выборы разными людьми, следует сразу предупредить: нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Речь идет о тенденции, увлекающей большую часть людей в соответствие с реалиями новых технических усовершенствований, но не охватывающих всех без исключения граждан.

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения - это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта потребность формируется собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов. Пример: строительство высокоскоростной ж/д от Петербурга од Москвы. Вряд ли эта потребность (доехать до Петербурга за 3 часа) овладеет большим количеством населения. Значительно удобнее ехать до Петербурга 7 часов: вечером сесть в поезд, а утром прибыть в Петербург. Кроме того, существует ряд других проблем: экологические, экономические и др., которые создают ситуацию нецелесообразности строительства этой дороги.

И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Мы называли пример катастрофы высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Во-вторых, о новых средствах связи и коммуникаций: сотовые телефоны, Интернет. Эти средства связи приемлемы для ограниченного числа людей правоохранительные органы, торговле и др. Во многих других случаях использование сотовых телефонов приносит вред обществу: киллеры, воры, преступные сообщества. В прессе отмечалось о недовольстве людей, посещающих театры, когда некоторые посетители спектакля разговаривают по сотовому телефону во время спектакля.

Все эти нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Эти нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя, а не делать их исключительной привилегией толстосумов.

Следующая потребность, формируемая техническим прогрессом: многопрофильная ориентация специалистов. Технический прогресс приводи к моральному износу не только техники, но и технических специальностей: многие из них отмирают, когда специалист еще находится в расцвете сил. Надо ориентироваться на приобретение смежных специальностей, чтобы не оказаться без работы, выдерживать конкуренцию на рынке труда. И, наконец, у технических специалистов должна постоянно воспроизводиться потребность в гуманизации техники, о чем говорилось выше. Мы должны очеловечивать, одухотворять технику, чтобы не превратиться в "веселых" роботов (Маклюэн).


Сейчас читают про: