Эластичность спроса и предложения по цене

Согласно основным законам рынка, спрос и предложение находятся в прямой или обратной зависимости от цены. Законы спроса и предложения дают нам ответы относительно того, как изменится величина спроса или предложения. Однако эти законы не дают ответа, в какой степени эти величины изменятся. На этот вопрос отвечает понятие эластичности. Эластичность – это мера реакции спроса и предложения в ответ на изменения цен.

Ценовая эластичность спроса показывает, как изменится спрос в ответ на изменение цен. Когда изменение цены влечёт за собой значительные изменения в объёмах покупаемого товара, спрос считается эластичным. Когда же изменение цены не приводит к значительному изменению спроса, он считается неэластичным. Таким образом, все товары и услуги различаются по степени эластичности спроса на них. Например, если в два раза повысить цену на соль, её потребление, а, следовательно, и спрос вряд ли изменится. Значит, спрос на соль неэластичен. А если цены в кафе и буфетах ПГУПСа вырастут втрое, можно с большой долей уверенности предположить, что очередей там больше не будет. В этом случае мы имеем сильную реакцию спроса на изменение цены, значит, этот спрос эластичен.

Рассмотрим влияние изменения цен на общую выручку от продаж или объём дохода. Если спрос эластичен, общая выручка возрастёт при незначительном понижении цен. Рост объёма продаж при этом вызовет увеличение дохода в большей степени, чем при первоначальной цене.

P
P
а) б)

               
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
   
d
 
 
 
 
 


 
 
Q
Q
       
   

а) Эластичный спрос б) Неэластичный спрос

 
 


в)

           
   
 
 
 
 
 
 
 
 
     
d
 
 
 
 
 


Q

 
 
 
 
 
 

в) Спрос с единичной эластичностью

Рис. 6.6 Показатели эластичного спроса

Если спрос неэластичен по отношению к цене, более низкая цена приведёт к незначительному возрастанию спроса, которого, в конце концов окажется недостаточно, чтобы рассчитывать на рост дохода.

Когда доход не изменяется вне зависимости от роста или снижения цен, спрос носит название единично эластичного. Зависимость изменения цен и дохода от типа эластичности приведена в таблице 6.1.

Таблица 6.1.

Зависимость изменения цен и дохода от типа эластичности

Тип эластичности Изменение цены Изменение дохода Взаимное изменение цен и доходов
Эластичность уменьшение возрастание противоположное
Неэластичность уменьшение уменьшение одинаковое
Единичная эластичность уменьшение без изменения  

Каким образом можно сделать вывод о том, является ли спрос на продукт эластичным или неэластичным относительно цены? Эластичность спроса определяется рядом факторов, которые позволяют сделать выводы об её наличии или отсутствии. Во-первых, это доступность хороших заменителей делает спрос эластичным. Во-вторых, когда цена продукта составляет большую долю дохода (автомобиль, мебель), спрос также эластичен. Когда же цена товара составляет незначительную долю дохода потребителя (мыло, зубная паста), спрос неэластичен. В-третьих, спрос будет неэластичным, если продавец повысит цены в течение короткого периода времени, пока покупатель не успеет найти хороший заменитель. Наоборот, долгий период даст время приспособиться, соответственно спрос будет эластичным.

Величину эластичности можно вычислить по формуле:

Еd = =

=

где Еd – ценовая эластичность спроса по цене,

Q1 – первоначальная величина спроса,

Q2 – величина спроса после изменения,

Р1 – первоначальная цена,

Р2 – новая цена. Знак минуса в ответах игнорируется.

Процентное изменение величины спроса =

При рассмотрении процентного изменения величины спроса (аналогично и процентного изменения цены) в экономической теории во избежание искажения результатов расчета используется формула Р.Аллена (видный математик и экономист) средней точки интервала, по которому происходит изменение, в качестве знаменателя дроби.

Рассмотрим, как будет меняться эластичность в различных точках кривой спроса (рис. 6.7.).

В верхней части кривой спроса, где цена относительно велика, процентное изменение цены незначительно (например, с девяти до восьми рублей), а так как величина спроса при этом низка (с одного до двух покупателей), соответствующее ей процентное изменение достаточно велико; - следовательно, в верхней части кривой спроса спрос эластичен относительно цены.

Напротив, в нижней части кривой, изменение цены на одну единицу влечёт за собой её значительное процентное изменение (например, с одного рубля до двух), в то время как соответствующее ей процентное изменение величины спроса незначительно.

Рис. 6.7. Эластичность в различных точках кривой спроса

Значит в нижней части кривой спрос неэластичен. В середине кривой, где процентное изменение спроса равнозначно процентному изменению цены, спрос, соответственно, единично эластичен.

В заключение этого вопроса рассмотрим два экстремальных случая, когда спрос не соответствует обычной модели: совершенную эластичность, когда по установившейся цене можно купить бесконечное количество продукта, и совершенную неэластичность, когда определённое количество покупателей согласно получить необходимый товар по любой возможной цене. Эти два случая встречаются достаточно редко, но они вполне реальны.

                                   
     
d
   
Р
   
P
 
           
 
 
 
 
P0
     
d
           
Еd = 0
 
 
         
Q
     
   
 
 
 

       
   

 
 
Q0


а) Совершенно эластичный б) Совершенно неэластичный

спрос спрос

Рис. 6.8. Экстремальные виды эластичности спроса по цене

Например, представим себе мировой рынок мороженой рыбы (трески), где огромное количество фирм, занимающихся добычей рыбы, предлагают её для продажи. Неизбежно, что на этом рынке сложится какая-то единая цена на эту одинаковую продукцию. Если кто-либо из продавцов решит повысить цену этого своего товара, то желающие купить вряд ли найдутся, поскольку тот же самый товар можно купить у других производителей за меньшую цену. Если же кто-то из продавцов начнёт цену сбрасывать, или, как ещё говорят, займётся демпингом, то ему придётся иметь дело со всеми остальными производителями трески, которые эту самую цену снижать не собираются. А таких, с учётом того, что мы рассматриваем мировой рынок, не одна сотня. Вот эта ситуация, когда по определённой, фиксированной цене, можно продать бесконечное количество продукции называется совершенно эластичным спросом.

Обратная ситуация носит название абсолютно неэластичного спроса. Это означает, что определённое количество продукции можно продать по любой возможной цене. Как правило, в этой ситуации оказываются потребители, находящиеся в состоянии определённой зависимости от потребляемой продукции. В большей степени это больные, которым по жизненным показаниям постоянно необходим какой-либо медицинский препарат. Больному сахарным диабетом по жизненным показаниям необходима ежедневная инъекция инсулина, поэтому, для того, чтобы не умереть, он будет вынужден покупать этот препарат по любой цене. Именно с целью избежания такой ситуации рынок инсулиновой продукции находится под контролем государства.

Рассмотренные выше ситуации, хотя и являются в достаточной степени исключительными, тем не менее, играют значительную роль в экономических моделях. Без их знания трудно разобраться в некоторых вопросах как микро, так и макроэкономики.

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения.

Эластичность предложения показывает, как изменятся предлагаемые к продаже количества товаров и услуг в ответ на изменение цен. То есть – это реакция продавцов на изменение цены, которая может быть определена коэффициентом эластичности (Es)предложения.

процентное изменение количества предложенного товара

Es= -------------------------------------------------------------------------------

процентное изменение цены

или

,

где:

- изменение;

Q – количество предложенного товара;

Р - цена предложенного товара.

Предложение тоже может быть эластичным, неэластичным и единично эластичным.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, которое имеет продавец для того, чтобы отреагировать на происходящие изменения цены продукта.

S
а) б)

               
 
       
 
 
 
P0
 
     
P0
 


Q
       
   

Q0
Q1
Q1
Q0
Q

а) Эластичное предложение б) Неэластичное предложение

P
в)

                       
   
     
S
 
P1
 
 
 
P0
 
     
Q
 
   
Q0
 
Q1
 

 
 


в) Предложение единичной эластичности

Рис. 6.9. Виды эластичного предложения

Чем продолжительнее располагаемое время, тем больше возможностей приспособиться к изменению цены. Эластичность предложения в этом случае будет непосредственно зависеть от того, насколько продавец сумеет изменить объём производимой продукции. Поэтому эластичность предложения рассматривается в трёх рыночных периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном.

Причиной эластичности или неэластичности предложения являются типы предлагаемых к продаже товаров и услуг. Например, предложение такого продукта как нефть не может быть резко увеличено, так как это потребует значительных капитальных инвестиций, изменения технологии и разработки месторождений. С другой стороны, если покупатели согласны платить за определённый сорт стирального порошка в два раза больше, большие количества его производства можно наладить в достаточно короткий срок.

Следовательно, ценовая эластичность предложения определяется желаниями и возможностями продавцов реагировать на изменение цен, которые в свою очередь, зависят от следующих обстоятельств:

- возможности длительного хранения,

- продолжительности временного периода,

- гибкости применяемой технологии.

Таким образом, с помощью законов спроса и предложения и понятия эластичности можно предсказать не только эффект изменения цен и количеств, но и сделать вывод о том, каким будет это изменение и что (цену или количество) оно затронет в большей степени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: