Понятие гpyзa. Классификация грузов и их основные характеристики

Необходимость перемещения коммерческого товара от места произ­водства к месту потребления определяет то, что некоторое время товар является грузом.

Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транс­портировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю. Груз об­ладает рядом индивидуальных свойств, которые влияют на особенности его пе­ревозки, перегрузки и хранения. Совокупность таких условий, обеспечивающих качественную перевозку, называется транспортной характеристикой груза.

Основным фактором, влияющим на технологию транспортировки груза, являются физико-химические свойства груза. Они определяют вид тары и под­вижного состава, погрузочно-разгрузочные работы, режим хранения, а также меры безопасности при перевозке. На каждом виде транспорта существует своя классификация грузов.

I. Массовые грузы - грузы, отправляемые, как правило, большими объ­емами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают следующие виды массовых грузов:

- насыпные и навалочные грузы. Данный вид груза перевозится без тары в открытом подвижном составе. К насыпным грузам относятся в основном зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур; к навалочным - уголь, песок, гравий, камень, руда и др.;

- наливные грузы. Жидкие грузы перевозятся в специализированном под­вижном составе (цистернах, наливных танкерах) и требуют сложной по-грузочно-разгрузочной техники. К данному виду грузов относятся раз­личные нефтепродукты;

- строительные материалы. В зависимости от характера и их качества мо­гут перевозиться в крытом или открытом подвижном составе. К данному виду груза относятся различные изделия из дерева и железобетона, кир­пич и др.

II. Генеральные, или тарно-штучные, грузы. Данный вид грузов перево­зится упакованным в крытом подвижном составе. В зависимости от вида упаковки различают грузы:

- мешковые - в мешках упаковывают грузы, не требующие защиты от механических повреждений;

- киповые - в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них; в тюках перевозится непрессованный матери­ал, а в кипы прессуют хлопок и джут;

- катно-бочковые - грузы, упакованные в бочках-барабанах или рулоны; в


металлических бочках перевозят горючие жидкости (топливо, смазку, растворители), в деревянных - сухие химические и пищевые продукты;

- ящиковые - грузы, упакованные в ящики, типоразмеры которых регла­ментированы ГОСТом;

- пакетные.

К физическим характеристикам груза относятся: длина, ширина, высота, диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной еди­ницей измерения объема является кубический метр, а на морском транспорте -регистровая тонна (2,83 м3). В зависимости от физических размеров штучные грузы также подразделяются на:

- негабаритные;

- тяжеловесные;

- легковесные.

Объемы, определяющие, к какой категории относится данный груз, на различных видах транспорта различные. Так, тяжеловесным грузом на желез­нодорожном транспорте считается такой груз, масса одного места которого пре­вышает 0,5 т, на водном - свыше 1 т, на автомобильном - свыше 3 т. К легко­весным относятся, как правило, те грузы, 1 т массы которых занимает объем бо­лее 2 м3. Негабаритными называются грузы, размеры которых выходят за пре­делы габаритов подвижного состава.

Рис. 4.1. Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования

http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_11/17-03. htm

III. Особорежимные грузы - грузы, которые хранят и перевозят при ус­ловии соблюдения специальной, строго установленной технологии. К данной группе относятся опасные грузы, скоропортящиеся грузы, живой скот и сырые животные продукты. Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования представлена на рис. 4.1.


Пр и учете транспортных показателей масса груза состоит из полной мас-сы непос редственно груза (масса нетто) и массы та р ы, в которой этот груз пе-ревозится. Такая интегрированна я масса называется массой б р у тто. На же-лезнодорожном транспорте в массу брутто входит масса подвижного состава. Обязательным условием приема груза к перевозке является правил ьная мар-кировка. Пр ав ила маркировки грузов не зависят от вида транспорта и регла-ментируются Правилами перевозок грузов. Маркировка то в ара – надписи, изо-бражения и условные обозначения, помещенные на тар е, бирках или не-посредственно на то в а р е, необходимые для учета груза и обеспечивающие ме-ры по сохранности при транспортировке. В связи с этим следует наносить мар-кировку так, чтобы она была хорошо видна и сохранялась до конца перевозки.

Различают следующие виды маркировки:

- тов ар н ая (фабр ичная) маркировка содержит информацию для получателя о то в а р е – на именова ние то в а р а, название производителя, его адрес, ГОСТ и др.;

- отправительская маркировка содержит номер и число мест, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, пунк т отправления и пунк т назначе ния;

- специальная (предупредительная) маркировка содержит сведения о спо-собе хранения и погрузочно-разгрузочных работах, производящихся с данным видом груза;

- транспортная маркировка наносится для учета и контроля за тр анс -портировкой груза; представляет собой дробь, в числителе которой по-рядковый номер, пр ис ваиваемый грузу в месте пр иема к пер е возке, в знаменателе – число мест данной отправки, рядом с дробью наносится номер грузовой накладно й. На тар но ш ту ч ных грузах указываются масса брутто и нетто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: