Транспортное страхование является подразделом имущес твенного стра-хования. Само имущес твенное страхование представляет собой страхование имущества физических и юридических лиц, находящегося в собственности страхователя либо арендуемого им. Страховщик несет о тв е тс тв е нно с ть за пря-мой физический ущерб, нанесенный имущес твенным ценностям. Наряду с воз-
мещением убытков страховщик должен предусмотреть проведение ме-роприятий по предотвращению или снижению потерь, обеспечению сохран-ности имущества.
Различают два вида транспортного страхования: страхование груза на пе-риод транспортировки и страхование средств перевозки грузов.
Каско – страхование тр а нс по р тн ых средств. В зависимости от вида тр а нс -пор та каско подразделяется на:
- страхование средств наземного транспорта. Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением наземным тр а нс по р т ным средством, вследствие повреждения или уничтожения, а также его угона или кражи;
|
|
- страхование средств воздушного транспорта. Данный вид – предпо-лагает страхование на случаи повреждения или уничтожения, угона, кра-жи транспортных средств, а так ж е их комплектующих, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование.
- страхование средств водного транспорта. К рискам, связанным c владе-нием, пользованием, распоряжением средствами водного транспорта, от-носятс я повреждение ил и у нич тожение, угон, кража по движного состава, моторов, так ел аж а, внутренней отделкой, оборудования и т. д. Особенностью страхования средств транспорта является его кратко-
срочный характер. Обычно э то годичное страхование при наличии франшизы и ограниченнос ти о тв е тс тв ен но с ти. Напр имер, при речном страховании судно не страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на приз, а та к ж е военные поле ты.
Карго – страхование грузов от рисков потери, порчи или повреждения то -вара в пути следования. Объектом данного вида страхования являются имуще-ственные интересы лица, в пользу которого был заключен договор страхования; страховой случай наступает в момент повреждения, уничтожения, пропажи грузов, потери ими своих качественных свойств и т. д. во время владения, поль-зования или распоряжения грузом стороной коммерческих отношений, на кото-рой лежат вышеперечисленные виды рисков.
Страхование грузов имеет ряд особенностей:
1. страховой полис может свободно передаваться друг другу сторонами коммерческих отношений, при этом не тр ебуе тс я никакого заявления, так как страхование совпадает с погрузкой;
|
|
2. возможно страхование груза с покрытием выше его стоимости;
3. существуют возможности страхования грузов по так называемому ге-неральному полис у.
Генеральный полис представляет собой договор страхователя со стра-
ховщиком, в котором оговаривается страхование всех отправляемых грузов данного лица в те ч е ни е опр еделенного периода времени. Пр и нал ичии та к о г о договора период страхования начинается с уведомления страховщика об от-правке очередной партии груза. Пр и этом страховщик экономит накладные расходы, связанные с оформлением договора страхования для каждой от-
дельной партии груза. Пр и возникновении необходимости возможно пре-кращение дейс твия генерал ьного пол иса до окончания срока его дейс твия, но с предварительным заявлением.
Тарифная ставка при страховании груза устанавливается в процентах от страховой суммы и зависит от стоимости и вида груза, вида транспортного средства и факторов, характеризующих степень риска.
В международной прак тике транспортного страхования выделяют тр и вида правил страхования и с о о тв е тс тв е н н о тр и вида полис ов:
- полис Ллойда (Английский полис) применяется в Анг л и и, США, Японии, Канаде, Австралии;
- Гамбургский (немецкий) пол ис используется в Германии, Скандинавских странах, России;
- Марсельский (южный) полис распространен в Италии, Ис пан ии, во Фран-ции. В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает
страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел договора купли-про дажи включает следующие основные условия: ч то страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование. Условия страхования груза на период транспортировки предусматривают все виды рис-ков, кроме ниж ес ледующих:
- те, которые про изошли по вине страхователя в связи, на пример, с ненад-лежащей упаковкой то в ара;
- те, которые являются следствием физико-химических свойств то в ара, на-пример, самовозгорание, отмокание, гниение т. д.;
- тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намо кание, выветрива ние, порча из-за несоблюдения те м пе р а ту р но г о ре-жима перевозчиком и т. д.;
- военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волне-ний. Пр и осуществлении внутрироссийской купли-продажи следует особо
уделить внимание транспортному страхованию в связи с повышенной кри-миногенной обстановкой в стране.
Контрольные вопросы:
1. Какие взаимные обязательства сторон содержат базисные условия контрактов?
2. Какие преимущес тва дает применение «ИНКОТЕРМС-2000» при составлении и исполнении контрактов?
3. Как определяется время выполнения обязательств продавцом по срокам поставки товаров?
4. Какие непр едвиде нные ситуации могут возникну ть пер ед прoдaв-цом при пос тавках товаров по схеме «то ч но в срок»?
5. Каковы основные условия транспортного страхования?
6. Кем и за чей счет может быть осуществлено дополнительное стра-хование от форс-мажорных рисков?
7. В каких случаях, за чей счет и в чью пользу страхуется груз по тр е-бованию поку па тел я?
8. Какая из сторон принимает решение о необходимости и условиях страхования грузов, если так ие обязательства не содержат «ИНКО-ТЕРМС-2000», или он не принят сторонами за основу базисных условий?