Правила приема грузов к перевозке на железной дopoгe

Железная дорога обязана подать грузоотправителю вагон под погрузку в срок, установленный железной дорогой. Транспортные средства должны быть в состоянии, пригодном для транспортировки соответствующего вида груза. При несоответствии поданного вагона условиям перевозки данного вида груза гру­зоотправитель вправе отказаться от такого подвижного состава.

Отправкой на железнодорожном транспорте считается партия груза, предъявляемая и перевозимая по одной накладной. Различают следующие виды отправок:

- повагонная отправка - партия груза, предъявляемая по одной накладной, для перевозки которой требуется отдельный вагон;

- мелкая отправка - предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется представления отдельного вагона, такая отправка ограничена по массе и объему;

- малотоннажная отправка - для осуществления отправки массой свыше 10 т и до 20 т и вместимостью не более половины четырехосного вагона;

- групповая отправка - партия груза, для перевозки которой требуется представление более одного вагона, но менее маршрута;

- маршрутная отправка - партия груза, предъявляемая по одной накладной, в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для мар­шрутов.

Маршрутом называется состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем или дорогой в соответствии с правилами технической эксплуатации и планом формирования из вагонов, загруженных одним или несколькими отправителями на одной или нескольких станциях, на­значением на одну станцию выгрузки или «распыления» с обязательным про­хождением им не менее одной технической станции без переработки.

Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

Обязанности по подготовке груза к перевозке ложатся на грузоотпра­вителя. До предъявления к перевозке груз должен быть приведен в состояние, которое бы обеспечивало его транспортабельность и сохранность в пути следо­вания. При предъявлении к перевозке нескольких мелких штучных грузов от­правитель может объединить их в более крупную единицу путем увязки (связ­ки) или упаковки в соответствующую тару.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к пе­ревозке груза обнаружены дефекты, которые могут привести к утрате груза, его порчи или повреждению, грузоотправитель обязан по требованию станции при­вести тару или упаковку в состояние в соответствие со ст. 42 Устава железных дорог.


Количество груза, принимаемого к перевозке, устанавливается его мас­сой. Общая масса груза может определяться следующими способами:

- путем взвешивания на весах. В этом случае определение мaccы может происходить при погрузке на местах общего пользования (грузовых дво­рах) или средствами грузоотправителя. Железная дорога вправе прове­рить правильность сведений о массе груза, указанных грузоотправителем, а также проводить регулярную проверку путем выборочного взвешива­ния грузов;

- подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. В этом случае определение массы тарно-штучных грузов производится только грузоотправителем. Масса грузов, перевозимых навалом или на­сыпью, по требованию грузоотправителя может определяться железной дорогой при наличии вагонных весов;

- для некоторых видов грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно.

Конкретные условия, предъявляемые к состоянию груза, его упаковке и маркировке, приведены в правилах перевозок грузов на железных дорогах РФ.

Масса тарно-штучных грузов устанавливается по предъявлении их к пе­ревозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто. Ко­личество мест груза, предъявляемого к перевозке, во всех случаях определяется грузоотправителем. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, ука­занного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка ко­торых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог).

Следует укладывать грузы равномерно, плотно, при необходимости на­дежно закреплять для исключения возможности сдвига, падения, навала на две­ри, потертости или повреждения их при перевозке, а также для обеспечения со­хранности вагона при погрузке, выгрузке и непосредственно транспортировке.

При предъявлении к перевозке грузов с маркировкой, предупреждающей о хрупкости, погрузочные работы должны производиться очень осторожно, в соответствии с технологией. Грузы, на упаковке которых имеются предупреди­тельные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не канто­вать» и т. п., при погрузке должны размещаться в вагоне так, чтобы при вы­грузке эти надписи были видны. При погрузке в один вагон более тяжелые гру­зы укладываются внизу, а более легкие - наверху. Погрузка в один вагон гру­зов, которые своими физико-химическими свойствами могут повредить или ис­портить друг друга, запрещена. Размещение и определение грузов в крытых ва­гонах производятся в соответствии с техническими условиями и правилами пе­ревозок конкретных видов грузов.

Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном про­странстве производится с отступлением от дверей на 25 см.

В случае недогрузки вагонов в соответствии с техническими нормами до полной вместимости или грузоподъемности вагона начальник грузовой станции имеет право отказать в приеме вагона к перевозке или потребовать догрузки ва-


гона за исключением тех случаев, когда полная загрузка вагона невозможна по причине особых условий перевозки.

Время приема груза, подготовленного к перевозке, удостоверяется на­ложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны на­кладной.

5.5. Правила выдачи грузов на железной д оро г е

Железная дорога обязана извещать грузополучателя о прибытии груза на станцию назначения в установленные сроки, с указанием наименования и коли­чества груза, а также вида подвижного состава. Уведомление о подаче при­бывших вагонов производится начальником станции не позднее, чем за два часа до подачи.

При установлении порядка и способа уведомления о прибытии груза воз­можно несколько вариантов: радиосвязь, телефон, телеграф, почта, электронная почта. Выбор вида связи осуществляет грузополучатель, о выбранном способе уведомления сообщается начальнику станции. Для того чтобы уведомления до­ходили до адресата, грузополучатель назначает ответственного за прием ин­формации о прибытии груза; начальнику станции сообщаются фамилии ответ­ственных лиц и номера их телефонов в случае, когда уведомление производит­ся по телефону.

Предварительные сведения о подходе грузов к станции назначения пре­доставляются при наличии договора, заключенного между железной дорогой и груз ополучател ем.

Очень часто груз адресован предприятию, организации или учреждению. В данном случае прибывший груз выдается после того, как грузополучатель предъявил работнику станции доверенность на право получения груза. Такая доверенность должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия-адресата и заверена печатью. Существует два вида доверенностей, принимаемых железнодорожной грузовой станцией: разовая и постоянная.

Разовая доверенность выдается ответственному лицу для получения гру­за по определенной накладной и при оформлении выдачи груза станцией при­лагается к дорожной ведомости.

Постоянная доверенность выдается лицу, ответственному за прием гру­за, на конкретный срок. Ответственное лицо во время приемки груза должно иметь при себе копию постоянной доверенности с распиской работника стан­ции, принявшего оригинал доверенности, и календарным штемпелем станции.

Доверенное лицо, получающее груз, по требованию работников станции обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность.

По предъявлении прибывшего груза получатель и представитель грузовой станции обязаны осмотреть подвижной состав (вагон или контейнер), для того чтобы удостовериться в исправности вагона (контейнера), наличии пломб и правильности данных на них (информация на пломбах дублируется в вагонном


листе). Пр и перевозке груза в открытом подвижном составе представители обе-их сторон должны убедиться в о тс у тс тв и и следов утраты груза.

Выдача груза производится одновременно с проверкой и последующим оформлением коммерческого акта, если при передаче вагона обнаружены ком-мерческая или тех нич ес кая неисправность, признаки утраты, порчи или повре-ждения груза в открытом подвижном составе или крытом вагоне без пломб, когда так а я пер евозка допускается пр авилами перевозок грузов, когда отсутст-вуют пломбы при наличии в вагонном листе отметок об их наложении или в случае неисправных пломб. В этих и других случаях, – предусмотренных пра-вилами перевозок грузов, представители стации назначения обязаны проверить массу, количество мест и состояние груза.

В ситуации, когда выгрузка груза производится силами грузополучателя, вагоны под выгрузку подаются по предварительным уведомлениям и через ого-воренные интервалы времени. Порядок подач и и уборки вагонов под погрузоч-но-разгрузочные работы на подъезд ные пу ти у с та н а в л ив а е тс я в с о о тв е тс тв ии с правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

По с ле приема груза и осуществления расчетов за его транспортировку получателю выдается накладная под р асписку в дорожной ведомости. В до-рожной ведомости указываются дата выдачи груза, номер и дата выдачи до-веренности, номер расчетного счета и наименование отделения банка, по-следние два реквизита грузоотправитель может проставлять штемпелем. Вр е м я оформления выдачи груза отмечается наложением календарного штемпеля станции в графе 9 оборотной стороны накладной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: