Пре им уще ства и не д о ст ат ки железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения, как во внут-реннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт по-мимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет так ж е социальную роль. Снижение доходов предпр иятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах тр а нс по р та. Поэтому пред приятия, организации и частные л ица сей-час в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог оста-лась относительно низкой, ч то позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом тр а нс по р та.

В настоящее время, когда в мире происходят интеграционные процессы, железнодорожный транспорт становится инструментом международного разде-ления тр у д а и вместе с те м сам является объектом влияния глобализации. Же-лезнодорожный транспорт – наукоемкая отрасль экономики. Удержание по-зиций и совершенствование железных дорог происходят за счет по требления новейших научно-тех нических и технологических достижений. Ежегод но же-лезные дороги наращ ивают до 8 тыс. км протяженнос ти, на сегодняшний день общая длина железнодорожных путей достигла почти 1,5 млн. км.

Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясня-ется следующими преимуществами:

- массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных дорог;

- независимостью от климатических условий, что обеспечивает рит-мичность перевозок и регулярность отправок;

- большой грузоподъемностью и вместимостью подвиж ного состава;

- универсальностью подвиж ного состава для перевозок различных родов грузов;

- наличием специализированного подвижного состава для перевозки мас-совых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и дру-гих грузов, требующих пр едварител ьного подогрева пер ед разгрузкой; цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой через донные люки и др.);

- возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;


- относительно невысокой стоимостью транспортировки.

Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и свои н едост ат ки:

- высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

- низкую маневренность и мобильность – перевозка мелких партий груза требует доставки автомобильным видом транспорта;

- высокую капиталоемкость основных средств производства. Предприниматели-грузовладельцы должны при планировании перевозок

обосновать технико-экономическую эффективность использования транспорт-ных средств. В частности, не рекомендуются:

- встречные перевозки – перевозки одинаковых или однородных грузов в направлениях, вс тречных основному потоку этих грузов;

- излишне дальние перевозки, т. е. перевозки на расстояния, превышающие ус тановленные схемы;

- перевозки, которые целесообразно осуществлять водным, автомо-бильным, трубопроводным транс по р том или в смешанном сообщении;

- повторные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исклю-чением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз под-группировки или предприятий, выполняющих эти функции.

Грузовые перевозки на железнодорожном тр анс по р те подразделяются следующим образом:

- местн ое сообщен ие – в пределах одной железной дороги;

- прямое сообщение – в пределах одной или нескольких железных дорог по одному перевозочному документу;

- прямое смешанное сообщение – при перевозке комбинируются не-сколько видов транспорта (железнодорожно-водное, жедезнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.);

- прямое международное сообщение – осуществляется при перевозке с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу.

Железнодорожные перевозки грузов так ж е различаются по скорости дос-тав к и:

- грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не треб у ющ их особых условий доставки;

- пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило, почту, периодическую печать и вещи пассажиров;

- большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий опера-тивной транспортировки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: