Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения, как во внут-реннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт по-мимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет так ж е социальную роль. Снижение доходов предпр иятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах тр а нс по р та. Поэтому пред приятия, организации и частные л ица сей-час в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог оста-лась относительно низкой, ч то позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом тр а нс по р та.
В настоящее время, когда в мире происходят интеграционные процессы, железнодорожный транспорт становится инструментом международного разде-ления тр у д а и вместе с те м сам является объектом влияния глобализации. Же-лезнодорожный транспорт – наукоемкая отрасль экономики. Удержание по-зиций и совершенствование железных дорог происходят за счет по требления новейших научно-тех нических и технологических достижений. Ежегод но же-лезные дороги наращ ивают до 8 тыс. км протяженнос ти, на сегодняшний день общая длина железнодорожных путей достигла почти 1,5 млн. км.
|
|
Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясня-ется следующими преимуществами:
- массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных дорог;
- независимостью от климатических условий, что обеспечивает рит-мичность перевозок и регулярность отправок;
- большой грузоподъемностью и вместимостью подвиж ного состава;
- универсальностью подвиж ного состава для перевозок различных родов грузов;
- наличием специализированного подвижного состава для перевозки мас-совых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и дру-гих грузов, требующих пр едварител ьного подогрева пер ед разгрузкой; цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой через донные люки и др.);
- возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;
- относительно невысокой стоимостью транспортировки.
Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и свои н едост ат ки:
- высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
- низкую маневренность и мобильность – перевозка мелких партий груза требует доставки автомобильным видом транспорта;
|
|
- высокую капиталоемкость основных средств производства. Предприниматели-грузовладельцы должны при планировании перевозок
обосновать технико-экономическую эффективность использования транспорт-ных средств. В частности, не рекомендуются:
- встречные перевозки – перевозки одинаковых или однородных грузов в направлениях, вс тречных основному потоку этих грузов;
- излишне дальние перевозки, т. е. перевозки на расстояния, превышающие ус тановленные схемы;
- перевозки, которые целесообразно осуществлять водным, автомо-бильным, трубопроводным транс по р том или в смешанном сообщении;
- повторные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исклю-чением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз под-группировки или предприятий, выполняющих эти функции.
Грузовые перевозки на железнодорожном тр анс по р те подразделяются следующим образом:
- местн ое сообщен ие – в пределах одной железной дороги;
- прямое сообщение – в пределах одной или нескольких железных дорог по одному перевозочному документу;
- прямое смешанное сообщение – при перевозке комбинируются не-сколько видов транспорта (железнодорожно-водное, жедезнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.);
- прямое международное сообщение – осуществляется при перевозке с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу.
Железнодорожные перевозки грузов так ж е различаются по скорости дос-тав к и:
- грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не треб у ющ их особых условий доставки;
- пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило, почту, периодическую печать и вещи пассажиров;
- большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий опера-тивной транспортировки.