Железнодорожные перевозки

Железнодорожный транспорт России является основополагающим видом транспорта в России для перевозок грузов как внутри страны, так и для перевозок внешнеторговых грузов через пограничные и припортовые железнодорожные станции России, стран СНГ и Балтии.

Перевозки грузов железнодорожным транспортом как по террито­рии России для нужд народного хозяйства страны, так и за рубеж через пограничные морские порты и железнодорожные станции осущест­вляются железными дорогами, объединенными в РАО «Российские же­лезные дороги», подчиненное ранее Министерству путей сообщения по всем вопросам организации перевозок, всего комплекса железно­дорожного хозяйства, эксплуатации, коммерческим условиям перевозок, взаимоотношений с грузовладельцами и т. д. С 2003 г. российские железные дороги стали самостоятельными хозяйственными субъектами железнодорожного транспорта России согласно постановлению Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании откры­того акционерного общества «Российские железные дороги».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 174 «Вопросы Федерального агентства железнодорожного транспорта» и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство железнодорожного транспорта, находящееся в ведении Министерства транспорта и связи РФ, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере же­лезнодорожного транспорта.

Основным правовым документом по перевозке грузов на терри­тории России железнодорожным транспортом является Транспортный устав железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон от 10 ян­варя 2003 г. № 18 – ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 7 июля 2003 г.)). Устав обязателен для всех участников перевозки. Устав определяет и устанавливает права, обязанности и ответственность участников перевозки – железных дорог, грузовладельцев (отправителей, получателей). Поскольку устав не регламентирует все многообразие условий и специфики перевозок отдельных видов грузов, то с целью развития и расширения положений, условий устава изданы различные дополнительные документы, обязательные для исполнения участниками железнодорожных перевозок, а именно: тарифы с условиями их применения, классификатор грузов; правила перевозки грузов; правила пользования вагонами; технические условия погрузки и крепления грузов и т. д. К примеру, к перевозкам по железным дорогам России допускаются грузовые места, размеры которых не превышают длину 10 000 мм, ширину 3250 мм, высоту 2680 мм. В случаях когда грузовые места превышают указанные размеры, перевозка должна быть согласована с управлением железной дороги отправления.

При отправке грузов грузоотправитель заранее обязан ознакомиться с перечнем железнодорожных станций, которые могут обеспечивать погрузочно – разгрузочные работы для переработки контейнеров (20 – и/или 40 – футовых), по перевалке/переработке отдельных видов грузов (тарные грузы, уголь, лесоматериалы, зерно и т. д.). Следует учесть то, что некоторые российские железнодорожные станции не оснащены средствами погрузки/разгрузки, например для погрузки и разгрузки грузов в 40 – футовых контейнерах, поэтому в случае, допустим, необходимости железнодорожной перевозки груза в 40 – футовых контейнерах на железнодорожную станцию, не включенную в указанный перечень, отправитель должен согласовать отгрузочные инструкции с российским получателем и с управлением железной дороги назначения о возможности и условиях погрузки и разгрузки 40 – футовых контейнеров на железнодорожной станции получателем.

Перевозки грузов по территории России оформляются железно­дорожной накладной внутреннего сообщения. Эта железнодорожная накладная составляется (заполняется) грузоотправителем и является документом, подтверждающим заключение договора перевозки, а прием груза к перевозке подтверждается наложением железнодорожной станцией отправления календарного штемпеля.

Перевозки грузов железными дорогами России (далее – РЖД) осуществляются грузовой и большой скоростью, что в основном определяется характером груза: так, скоропортящиеся грузы, как правило, перевозятся большой скоростью; остальные грузы – малой грузовой скоростью. Помимо разделения перевозок грузовой и большой скоростью перевозки грузов подразделяются с учетом количеств грузов, предъявляемых к отправке по одной накладной: мелкие, повагонные, маршрутные. Мелкой отправкой считается груз весом не более 10 т и/или объемом менее 1/3 вместимости вагона; повагонной – предъявление груза на целый вагон с учетом его заполняемости грузом до грузоподъемности и грузовместимости; маршрутной – с количеством вагонов, соответствующим весовой норме поезда, отгружаемым одним отправителем на одну железнодорожную станцию назначения.

С учетом вышеуказанного определения перевозок по скорости перевозок, их разделения по объему/весу отправок, расстояния от станции отправления до станции назначения построены тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении, и на этих основаниях определяется стоимость перевозки, производится оплата перевозки отправителем до начала перевозки, а также различные сборы (за перегрузку, перестановку вагонов, крепление грузов и т. д.)

Перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении регулируются на основании соответствующих соглашений, заключенных в период существования СССР. Продолжает действовать Соглашение о международном прямом железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), заключенное в 1951 г. между железными дорогами Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и СССР (в настоящем РФ). Условия СМГС также применяются при перевозках со странами СНГ, Балтии на основании двухсторонних соглашений. Перевозки грузов с отдельными странами (Австрией, Ираном, Финляндией, Турцией) осуществляются на базе отдельных соглашений с этими странами и оформляются документами, определяемыми этими соглашениями, а перевозка, оплата в каждой из стран производятся по внутренним правилам и тарифам. Во многих указанных соглашениях предусматриваются условия перевозки грузов, близкие к Бернской конвенции о железнодорожных перевозках или СМГС. В частности, это относится к условиям советско – австрийского и советско – финляндского сообщений или по правилам СМГС в части выдачи коммерческого акта при выдаче прибывших из Австрии грузов на железнодорожные станции России.

Соглашение о международном прямом железнодорожном грузовом сообщении предусматривает обязанности и ответственность участников перевозки – грузовладельцев, железных дорог. Перевозки грузов по условиям СМГС осуществляются между станциями, открытыми для обработки грузов в стране отправления/назначения товаров, без перегрузки на пограничных станциях железных дорог, имеющих одинаковую ширину колеи (1435 мм), или с перегрузкой грузов с вагонов в вагоны либо перестановкой на колесные пары другой ширины колеи. В СМГС определены грузы, которые не допускаются к перевозке, например боеприпасы, самовозгорающиеся и взрывчатые вещества, мелкие партии грузов весом до 10 кг и т. д. Длинномерные и тяжеловесные грузы (с массой места свыше 60 т), грузы в контейнерах и т. д. допускаются к перевозке при условии согласования этих перевозок с железными дорогами отправления, назначения и транзита.

Перевозки грузов в международном железнодорожном сообщении оформляются накладной СМГС. Отправитель является ответственным за правильность данных, внесенных в накладную СМГС, и соответственно за последствия их неправильности и/или неточности и/или порядок передачи грузов на погранстанциях по передаточной ведомости, составляемой сдающей стороной. При оформлении накладной СМГС важным моментом является необходимость указания в графе «Наименование груза» помимо точного наименования груза также позицию (код) этого груза согласно ТН ВЭД. Другое обстоятельство заключается в том, что в графе «Платежи» указываются участники/участник оплаты платежей за перевозки по железной дороге отправления, транзитной железной дороге и железной дороге назначения. При этом следует также учитывать тот факт, что необходимо заблаговременно обеспечить оплату этих платежей до начала перевозки соответственно каждым из участников в целях исключения задержки транспортировки из–за неоплаты.

Дата оформления накладной СМГС считается датой заключения договора перевозки, а прием груза к перевозке согласно данным на­кладной и начало перевозки подтверждаются наложением на накладной календарного штемпеля станции отправления железных дорог стран отправления, транзита, назначения при условии оплаты полного платежа. В договорах купли – продажи в случае доставки товара же­лезнодорожным транспортом датой поставки товаров, например на условиях БАР по Инкотермс, считается дата календарного штемпеля пограничной станции. Этот факт формулируется в контракте купли – продажи в виде, например, следующей фразы: «Датой поставки товаров считается дата календарного штемпеля пограничной станции (название станции) в железнодорожной накладной» (см. образец договора на экспорт товаров из России на условиях ВАР в приложении, раздел 1).

Железнодорожный транспорт будет оставаться одним из основных, ведущих и перспективных видов транспорта в России еще долгие годы ввиду экономико – географических особенностей нашей страны, того факта, что железнодорожный транспорт является наиболее экономичным видом транспорта при перевозках на дальние расстояния. Железнодорожный транспорт играет огромную роль в экономике России, является основным видом транспорта для таких отраслей про­мышленности, как металлургия, химическая, электротехническая про­мышленность. Железные дороги позволяют объединить транспортную инфраструктуру европейской части России с ее восточными районами, обеспечить транспортные связи между российскими регионами, странами СНГ и Балтии. Российские железные дороги позволяют обеспечить кратчайший путь между Европой и Азиатско – Тихоокеанским регионом. Транспортный путь или, как принято говорить, транспортный коридор «Запад – Восток», Транссибирская магистраль могут оказать значительное влияние на развитие внешнеторговых, экономических связей Востока и Запада так же, как в свое время Великий шелковый путь оказал влияние на развитие внешнеторговых отношений, культур между древними цивилизациями Востока и Запада.

Особенное значение в перевозке транзитных грузов железной дорогой через Россию имеет Транссибирская магистраль (ТЬе Тгапз 5к>епап КаП\уау (Т5К.)), основные транспортные маршруты которой можно отобразить следующим схемами. Для транзитных грузов из Японии:

Япония, например Иокогама (УокоЬата) <=> морем => порт Вос­точный, Находка >=> таможенный склад (Ъопс!ес1 шагеЬоше) в порту Восточный, Находка |=> ж. – д. станция, порт Восточный, Находка <=> <=> транзит через Транссибирскую магистраль (Т5К.) через Россию из Японии в Финляндию => ж. – д. станция Коувола (Които1а) <=> таможен­ный склад (Ьопс1ес1 \уагепои5е) => автомобильным транспортом (Ьу Хгиск), по железной дороге (Ьу гайм/ау), морем (Ьу $еа) <=> Россия, страны СНГ и ЕС.

Для транзитных грузов из Южной Кореи:

Южная Корея, Пусан => ж. – д. станция, Пусан <=> транзит через Транссибирскую магистраль (Т5К.) через Россию из Южной Кореи => <=> ж. – д. станция Коувола (Котю1а) =* таможенный склад (Ьопс1ес1 шагеЬоизе) => автомобильным транспортом (Ьу 1гиск), по железной до­роге (Ъу гаИыау), морем (Ьу зеа) => Россия, страны СНГ и ЕС.

Для транзитных грузов из Китая:

Китай, Шанхай (5ап§Ьа1) => ж. – д. станция, Шанхай <=> транзит через Транссибирскую магистраль (Т5К.) через Россию из Китая <=> ж. – д. стан­ция Коувола (Коиуо1а) |=> таможенный склад (Ъопс!ес! \уагепои5е) <=> ав­томобильным транспортом (Ьу 1гиск), по железной дороге (Ьу гаИыау), морем (Ьу $еа) <=> Россия, страны СНГ и ЕС.

На транзитные грузы по указанным маршрутам через Транс­сибирскую магистраль 75% грузов приходится на Южную Корею, 20% – на Китай и 5 % – на Японию (по статистическим данным 2003 г.; источник: {Не ШИопа1 Воагй о/Си${от$ 81аИ5Иса1 зегуке о/ (Не КериЫк о/ РхпХапй, 2003 г.). Большое и несомненное преимущество использования Транссибирской магистрали можно сформулировать в одной фразе: «дешевле, чем по воздуху, и быстрее, чем морем» (сЬеарег 1пап Ьу гхх апс! га&ег Лап Ьу кеа).

В транспортной стратегии России предусмотрено также создание и развитие крупного транспортного коридора «Север – Юг». Все эти жономико – географические факторы в своей совокупности определяют существенную роль железнодорожного транспорта в геополитической, инешнеэкономической и внешнеполитической стратегии России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: