Основополагающие компоненты

Практические поиски в искусстве всегда становятся увереннее и плодотворнее, если художник не блуждает напрасно, если он вооружен теоретическими знаниями. Поэтому знание основ теории искусства театра кукол является необходимым условием квалификации специалистов. Чем глубже и вернее знания, тем плодотворнее творческие поиски. Вот почему необходимо по возможности точнее уяснить те наиболее постоянные и устойчивые эстетические принципы и закономерности, которые являются действительно общими для театра кукол в целом, определяются его спецификой или особой природой.

Между тем многие кукольники (и это очень характерное явление), говоря о специфике, временное, преходящее в искусстве выдают за постоянное, вечное его свойство; мелкое, незначительное — за главную, существенную особенность. Такая дезориентация вредит художественной практике театра. Но можно ли в наше время, когда театр кукол так глубоко внутренне связан с искусством драматическим, когда на кукольных сценах актеры все чаще обходятся без кукол, соревнуясь с актерами драмы, пантомимы или варьете, как-то отделить, отграничить его от других форм театрального искусства? Ведь в живой практике мы наблюдаем диффузию, взаимопроникновение: в опере встречаются средства и приемы драматического театра, в драматическом театре — кинематографические, в театре кукол — те, другие и третьи. И все-таки наметить границы теоретически возможно и крайне необходимо. Иными словами, нужно решить, какие явления называются искусством театра кукол — и какие, близкие ему или внешне на него похожие, не входят в это понятие.

Театры бывают самых различных масштабов — среди них есть и Гулливеры и лилипуты; стационарные и «бездомные», передвижные; они могут предназначать свое искусство для детей, могут ориентироваться на взрослых зрителей и, наконец, могут давать спектакли для тех и для других.

В понятие искусство театра кукол включаются также выступления кукольников на эстраде. Эти выступления являются его наиболее краткой и концентрированной формой.

В него же с полным основанием можно включить также телевизионные кукольные постановки. Правда, здесь отсутствуют некоторые выразительные средства театра, нет объема, нет большого сценического пространства. А главное, отсутствует важнейший элемент театра — непосредственный контакт и взаимодействие со зрителями. Во всем остальном кукольные телевизионные постановки не отличаются от театральных.

Возможно ли включить в понятие театр кукол широко распространенную кукольную самодеятельность, в том числе детскую? Вполне возможно, только с одной существенной поправкой: самодеятельность любительскую. В нашей стране народные, любительские коллективы нередко создают подлинное искусство. Руководят ими, выращивают их чаще всего профессионалы.

Что же следует исключить из понятия театр кукол, чтобы не вносить в него путаницы, которая может оказаться серьезной помехой как в теории, так и в практике искусства?

Например, нужно исключить театральных кукол, применяемых в учебном процессе на уроках родного языка, литературы, иностранного языка. У нас это можно увидеть на экранах телевизоров, за границей — нередко в школах. Куклы здесь служат не искусству, а непосредственно педагогике.

Нужно исключить театральных кукол, которых используют для лечения больных детей. У нас такие опыты еще не проводились, но в Венгрии и других странах практиковались. И в этом случае также искусство, как правило, не создается. Это — сфера медицины.

Нужно исключить нетеатральных выставочных кукол, неподвижных, созданных только для того, чтобы на них смотрели, и родственных им декоративно-бытовых кукол, которые населяют жилища, украшают нашу жизнь. Часто они создаются художниками театров кукол. Но они рождены не для театрального действия.

Перечисленные случаи бесспорны. Но есть и другие, которые могут вызвать дискуссии. Например, нельзя смешивать театр кукол с кукольным кино. У спектаклей театра кукол и кукольных фильмов есть много общих и сходных черт. Но кино — это искусство особое. Оно имеет свои законы творчества. Кинокукол приводят в движение не актеры, а художники. Фильм с кинокуклами, по существу, является объемной мультипликацией. Следует отметить, что между кукольными фильмами и рисованными мультфильмами также заметна существенная разница. Рисованным фильмам свойственны такая внутренняя живость и подвижность, такое неуловимое непостоянство очертаний рисунка и головокружительно быстрые темпоритмы, которые недостижимы для современного кукольного кино. И, наоборот, в кукольных фильмах, вследствие технических особенностей приведения в движение кинокукол, всегда преобладает крайняя статичность, обилие застывших поз и жестов, которые предполагают разглядывание неподвижной куклы с близкого расстояния. Такой степени статика противопоказана живому театральному действию и поэтому редко используется в театрах кукол.

Современное кукольное кино развивается еще стремительнее, чем театр кукол, быстрее познает законы своей специфики и приемы творчества. Режиссеры театров кукол нередко прибегают к использованию приемов кукольного кино. Поэтому особенно важно разобраться в том, что присуще только данному искусству, а что с успехом может быть воспринято другим.

Некоторые кукольники претендуют на то, чтобы в границы театра кукол был также включен театр масок. Возможно, это происходит потому, что в последнее время актеры в масках все чаще и чаще появляются в кукольных представлениях. Деятели театра кукол, в справедливом стремлении раздвинуть горизонты своего искусства, начинают разламывать устоявшиеся формы и привлекать новые дополнительные средства. Вместе с увеличением размеров кукол режиссеры все более соблазняются использованием в спектаклях актеров в масках, что часто выглядит вполне органично. Но в использовании масок, видимо, должна существовать мера. Если в спектакле не останется кукол и все они будут заменены актерами в масках, нет смысла считать такой спектакль кукольным. Точно так же, если в спектакле, где преобладают маски, будет применено несколько эпизодических кукол, естественно назвать его спектаклем театра масок.

В кукольном спектакле куклы должны преобладать для того, чтобы он сохранил свое качество. Иные, новые, в том числе смешанные формы искусства могут иметь свои преимущества, но для них необходимо найти и свои видовые названия. В противном случае куклы в театрах кукол могут постепенно исчезнуть.

Подобная же опасность надвигается на театр кукол со стороны драматического театра. Встреча на сцене куклы с живым актером, так сказать, условного с безусловным, совсем не новое явление. Актер, исполняющий роль Гулливера, давно уже играет среди кукол-лилипутов в спектакле Ленинградского кукольного театра (постановка Е. С. Деммени). Человек вступает в единоборство с миром насекомых в спектакле Большого театра кукол «В золотом раю». В этих случаях нисколько не нарушается органическая стихия театра кукол. Наоборот, она усиливается приемом контраста. Но и здесь с не меньшей остротой встает вопрос о мере.

В 1947 году в Большом театре кукол режиссер С. Н. Шапиро поставил спектакль «Сказка о храбром солдате и царе Водокруте» Е. Шварца. Всех героев спектакля играли актеры без кукол и только царя Водокрута да двух-трех его прислужников — куклы. Спектакль на три четверти был не кукольным. Он прожил недолго. И никто тогда не предполагал, что через два десятилетия кукольники снова вернутся к этой форме.

Спустя некоторое время в Государственном Центральном театре кукол был поставлен спектакль «Божественная комедия» И Штока. Если в «Царе Водокруте» актеры без кукол не поразили зрителя своим искусством, то в «Божественной комедии» они восторжествовали. Они переиграли кукол. В спектакле запоминается не столько Адам — 3. Гердт, сколько Создатель — С. Самодур, играющий без куклы. На фестивале в Бухаресте в 1965 году Стокгольмский театр кукол показал спектакль «Король Убю». Кое-какую вспомогательную роль там играли куклы. В центре же были актеры в масках. Но вниманием зрителя безраздельно овладел исполнитель главной роли актер Мешке (он же режиссер спектакля), выступающий без маски, в костюме и гриме клоуна. Спектакль получил самую высокую премию.

В Московском театре кукол режиссер Б. Аблынин поставил в 1967 году спектакль «Жаворонок» по пьесе Ануя. Главную роль исполняла актриса без маски. Все остальные ведущие роли играли актеры в масках. И некоторые сцены спектакля были решены с помощью бумажных (сделанных из газет) кукол. Но можно ли считать его и другие указанные выше спектакли — кукольными? Очевидно, нет. Хенрик Юрковский назвал спектакль «Король Убю» и подобные ему «третьим жанром». Под этим термином он подразумевал искусство, промежуточное между драматическим и кукольным.

Являются ли подобные спектакли кукольными только потому, что они исполняются кукольниками? Есть больше оснований считать, что эти художественные явления переросли видовую специфику театра кукол и стали каким-то новым, ранее не существовавшим искусством. Пусть это искусство очень интересно и современно, но почему его обязательно нужно закреплять за театром кукол?

Решающей здесь должна быть мера использования средств театра кукол. Нужно условиться о том, что если в спектакле куклы преобладают, играют главенствующую роль, то он относится к театру кукол.

В итоге мы приходим к выводу: искусство театра кукол — это сложное образование, в состав которого входят собственно театр кукол, кукольная эстрада, телевидение, кукольная самодеятельность и те спектакли с использованием драматических актеров и актеров в масках, в которых кукольное искусство преобладает.

Определив условные границы театра кукол, мы может перейти к выяснению того, что он собою представляет в отличие от всех других видов театрального искусства.

Очень часто искусство театра кукол называют жанром. Правильно ли это? Нет, это неверно. Театр кукол — это не жанр, а особый вид театрального искусства. Если исходить из установившегося понятия о жанре, то театр кукол нельзя назвать жанром уже потому, что он использует в своей практике не один, а различные жанры. Советские кукольники работают в жанрах комедии, сказки, пародии, басни, обозрения (ревю) и т. д.

Чешские кукольники взяли на вооружение, кроме того, современную фантастику, лирическую поэзию, представление-монтаж, пантомиму, музыкальную пантомиму, балет, оперу и спектакль-песню. А внутри этих жанров существует еще множество разновидностей.

От других видов зрелищных искусств театр кукол отличается способом создания сценического образа. Этот способ обеспечивается использованием художественного инструмента, который принято называть театральной куклой. Следовательно, отличие театра кукол от других видов театра — драматического, оперного, балетного — не идейное, не тематическое, не жанровое, но видовое.

Определение искусства театра кукол должно исходить из того, что в нем является устойчивым, постоянным, иначе говоря, его природной спецификой, и что в нем временно, переменчиво, рождено конкретными условиями и со временем может исчезнуть. Временные черты и качества нельзя считать специфическими, т. е. неотъемлемыми, первородными его признаками, потому что это неминуемо влечет за собой консервацию взглядов и художественных приемов, волну подражания моде, тормозит поиски нового. Правильно будет назвать изменяемые черты искусства театра кукол его современной эстетикой.

Что же именно является спецификой?

Специфика — это общие эстетические законы и свойства искусства театра кукол. Общие законы, именно в силу своей общности, отвлеченности, отображают только особую его природу, главные, решающие свойства. Конкретное содержание и конкретные формы искусства всегда по-новому преломляются исторически изменчивыми художественными взглядами и вкусами.

Постараемся выяснить, что же является основой искусства театра кукол.

Театр кукол — это такой вид театрального искусства, в котором актер создает сценический образ не непосредственно сам, своими природными средствами, а опосредствованно, т. е. с помощью искусственно созданного, материального инструмента.

Способ создания художественного образа — актер играет куклой — лежит в основе и является постоянным, устойчивым. Он будет существовать до тех пор, пока будет существовать искусство театра кукол в целом и в этом смысле является вечным. Именно он, этот способ, порождает компоненты искусства театра кукол. Их можно подразделить на основные, или специфические, вторичные, или полуспецифические, дополнительные, или неспецифические.

Основных, или специфических компонентов искусства театра кукол, всего два; первый: особые средства актерского искусства, или актер-кукольник, и второй: особые средства изобразительного искусства, или кукла.

Искусство актера и произведение изобразительного искусства приобретают в театре кукол особые черты, особые качества именно потому, что они соединяются здесь, вступают во взаимосвязь и взаимодействие.

Основными, или специфическими эти два основополагающих компонента театра кукол называются потому, что без них он существовать не может. С исчезновением одного из них театр кукол перестает быть самим собой. Они подкрепляются другими средами, которые правильнее всего назвать вторичными, или полуспецифическими: словом, красочностью и музыкальностью. Эти средства характерны для театра кукол, свойственны ему, широко распространены, но он может существовать и без них, не теряя качественной определенности. В художественной практике театра известно немало случаев, когда обходятся без них.

И, наконец, в наше время получают большое распространение средства, изначально не свойственные театру кукол, некукольные, привлеченные со стороны. Причины их использования коренятся не столько в специфике, сколько в современной эстетике театра кукол. В настоящее время куклу в кукольных спектаклях подчас заменяют человек-актер, актер в маске, руки актера-кукольника, натуральный предмет.

Поскольку эти средства неспецифичны для театра кукол, вполне возможно в будущем исчезновение какого-либо из них или появление новых средств. Например, кино уже не однажды послужило кукольному театру. Оно не заняло прочного места в кукольных представлениях, однако не исключено, что оно снова появится в новых функциях.

Современный театр кукол использует в своей практике все богатство средств — основных, вторичных и дополнительных. Использование средств может быть бесконечно многообразным и крайне индивидуальным. Но на всех индивидуальных поисках лежит печать чего-то общего. Это общее — результат влияния на умы деятелей искусства современных художественных представлений и вкусов.

Если господствующий стиль или временная мода объявляются спецификой искусства, они становятся догматическим тормозом. Если же специфические элементы формы ниспровергаются как устаревшие и полностью заменяются, искусству грозит вырождение и замена чем-то другим. Например — театром масок, или театром живого актера, или театром динамических декораций.

Законы специфики искусства значительно шире, объемнее современных приемов и правил. Зато последние всегда конкретны. Эстетические принципы искусства театра кукол подвижны, соответствуют духу времени и идеям века, рождены поисками содержания. Очень важно, чтобы основы искусства не отождествлялись в сознании кукольников с преходящими эстетическими вкусами и взглядами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: