1. Нарисовать таблицу 6.1.
2. Подать на установку питание, переведя в модуле «СЕТЬ» тумблер в положение «ВКЛ». При этом загорается сигнальная лампа.
3. В модуле «ВОЗДУХ» перевести тумблер в положение «ВКЛ». При этом загорается сигнальная лампа.
4. Отрегулировать расход воздуха рукояткой «ВОЗДУХ» так, чтобы количество барботирующих воздушных пузырьков было достаточно для перемешивания воды и не вызывало ее сильного бурления.
5. В модуле «НАГРЕВ» перевести тумблер в положение «ВКЛ». При этом загорается сигнальная лампа.
6. Отрегулировать напряжение нагрева рукояткой «НАГРЕВ» так, чтобы спираль нагревателя в рабочем блоке раскалилась до малинового свечения.
7. По цифровому контроллеру следить за температурой в рабочем блоке. После достижения температуры 65ºС уменьшить напряжение нагрева до уровня, обеспечивающего скорость нагрева 0,5ºС в минуту (осуществляется опытный подбор напряжения, с помощью секундомера и контроллера измерения температуры следят за изменением температуры).
8. С интервалом в четыре минуты фиксировать температуру и соответствующее ей давление (по вакуумметру в рабочем блоке). Экспериментальные данные заносить в таблицу 6.1. При температуре 98 ºС прекратите нагрев.
Таблица 6.1
№ | , К | , К-1 | , Па | |
9. Построить график зависимости . Она должна быть линейной.
10. По формуле (6.11), используя данные, снятые с полученного графика, рассчитать значение молярной теплоты парообразования воды .
11. Оценить погрешность результата. Сравнить полученный результат с табличным значением. Сделать вывод.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение фазовому состоянию вещества?
2. Дайте определение фазовому переходу? В чем разница между фазовыми переходами I и II рода? Приведите примеры таких переходов.
3. Получите формулу (6.8) для определения молярной теплоты парообразования.
4. Объясните методику определения молярной теплоты парообразования в данной работе.
5. Проанализируйте ход кривых фазового равновесия, опираясь на уравнение Клапейрона–Клаузиуса.
6. Сравните, что больше, потенциальная энергия покоящейся молекулы в жидкости или в паре?
7. Какой пар называется насыщенным? Как связано давлении насыщенного пара с температурой?