Основные методы обследования

В комплексной оценке психического развития, в выяв­лении индивидуальных типологических возможностей де­тей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным явля­ется педагогическое обследование. Педагогическое иссле­дование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психи­ческого развития должно включать в себя задания на опре­деление готовности к обучению, развитие школьно значи­мых функций, познавательной деятельности и интеллекта.

Задачи педагогического собеседования - выявление го­товности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.


На разных этапах педагогического обследования исполь­зуются различные методы изучения произвольной деятель­ности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучаю­щий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования за­висит от целей каждого этапа обследования и от индиви­дуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.)

Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Учитель-дефектолог знакомится со школь­ной характеристикой, медицинскими сведениями, запися­ми специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил об­следование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелатель­ное отношение к обследуемому способствует созданию ат­мосферы доверительного общения. В процессе предвари­тельной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профес­сии родителей, а также школьный анамнез: с какого воз­раста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения усло­вий жизни ребенка и оценки уровня его развития родите­лям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка.

2. Дата рождения.

3. Домашний адрес.

4. Порядковый № класса, № школы, район.

5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (массовое, специальное, речевой д/с).

6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с жела­нием или без желания, с подготовкой или неподготовлен­ный).

7. Кем направлен.

8. Какими специалистами, в каких учреждениях и ко­гда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.

9. Сведения о семье:

Мать (ф. и. о., образование, профессия).

Отец (ф. и. о., образование, профессия).

Брат (сестра) ф. и., возраст, учебное заведение.

Другие члены семьи.

10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые ус­ловия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).

11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.

12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.

13. Какую помощь вам оказывает образовательное уч­реждение, которое посещает ребенок, для преодоления воз­никших трудностей.

14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.

15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.

16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других де­тей, которые успешно учатся.

17. Как ваш ребенок относится к выполнению домаш­них заданий (самостоятельно или с вашей помощью выпол­няет задания; требуется ли постоянная помощь в виде под­сказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготов­ку домашних заданий).

18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.

19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.

20. Какие особенности в развитии и поведении вы за­мечаете у своего ребенка.

21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.

Непосредственное общение с ребенком начинается с ус­тановления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важ­но создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных выска­зываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказы­вает разную степень помощи, вплоть до совместного вы­полнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность услож­нения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.

Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неус­певаемости выработалось отрицательное отношение к уче­бе, целесообразно обследовать с помощью игрового, зани­мательного материала.

Детям с повышенной истощаемостью предлагаются за­дания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.

Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленнос­ти детей младшего школьного возраста:

— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой до­машний телефон.

— На какой улице ты.живешь?

— Как называется наш город?

— В честь кого он так назван?

— Кем был Петр I?

— Почему Санкт-Петербург назван в честь Петра I?

— Как называется наша страна?

— Как называется столица нашей страны?

— Что такое столица?

— Какие ты еще знаешь страны?

В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляет­ся возможность заинтересовать ребенка и снять напряже­ние, вызванное самим фактом обследования.

Содержание предварительной беседы должно быть на­правлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окру­жающем мире. Могут быть использованы вопросы, направ­ленные на получение следующих сведений:

1. Знания о себе, семье, близких.

Цель - выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания род­ственных отношений.

2. Ориентировка в пространстве.

3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.

4. Знание о явлениях природы.

С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о по­годных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о рас­тениях, месте их произрастания.

5. Общий кругозор.

6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причин­но-следственные связи, знание родовых понятий.

7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нра­вится ли ходить в школу и хочется ли учиться.

Система педагогической диагностики детей может вклю­чать в себя задания, построенные на неучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для де­тей виды деятельности (предметно-практическую, художе­ственную), имеющие в большинстве случаев игровой харак­тер и в то же время каждый раз ставящие перед ребенком усложняющиеся задачи, можно получить достаточно пол­ную характеристику готовности к обучению и развитию школьно значимых функций.

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблю­дая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в анало­гичной ситуации, об отношении ребенка к результатам де­ятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отноше­ние его к заданию.

Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить со­держание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.

В рамках диагностического педагогического обследова­ния проводится обучающий эксперимент, позволяющий оп­ределить этап в возникновении трудностей, степень и ха­рактер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.

При отборе учебного материала для проведения обучаю­щего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения.

Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение дея­тельности ребенка на всех этапах усвоения знаний: воспри­ятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, предоставляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если исполь­зование этих методов неэффективно, то необходимо предо­ставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких за­писей, условных рисунков, таблиц и т. д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использо­вать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.

Не стоит торопиться с использованием наглядного ма­териала. Важно дать возможность ребенку выполнить зада­ние на вербальном уровне. Первоначальная степень оказа­ния помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых усло­виях, почувствовать уверенность в своих силах.

Выявление этапа в усвоении знаний, на котором возни­кают трудности, позволяет определить их причину. Подобной причиной может быть различная степень недоразвития и нарушения внимания, мышления, памяти. Важны осо­бенности психической деятельности: ее темпы, целенаправ­ленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению.

Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их ре­ализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: