В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование. Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задачи педагогического собеседования - выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.)
|
|
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Учитель-дефектолог знакомится со школьной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Порядковый № класса, № школы, район.
5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (массовое, специальное, речевой д/с).
6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с желанием или без желания, с подготовкой или неподготовленный).
7. Кем направлен.
8. Какими специалистами, в каких учреждениях и когда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.
|
|
9. Сведения о семье:
Мать (ф. и. о., образование, профессия).
Отец (ф. и. о., образование, профессия).
Брат (сестра) ф. и., возраст, учебное заведение.
Другие члены семьи.
10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые условия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).
11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.
12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.
13. Какую помощь вам оказывает образовательное учреждение, которое посещает ребенок, для преодоления возникших трудностей.
14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.
15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.
16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других детей, которые успешно учатся.
17. Как ваш ребенок относится к выполнению домашних заданий (самостоятельно или с вашей помощью выполняет задания; требуется ли постоянная помощь в виде подсказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготовку домашних заданий).
18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.
19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.
20. Какие особенности в развитии и поведении вы замечаете у своего ребенка.
21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.
Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, занимательного материала.
Детям с повышенной истощаемостью предлагаются задания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.
Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности детей младшего школьного возраста:
— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой домашний телефон.
— На какой улице ты.живешь?
— Как называется наш город?
— В честь кого он так назван?
— Кем был Петр I?
— Почему Санкт-Петербург назван в честь Петра I?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
— Что такое столица?
— Какие ты еще знаешь страны?
В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение, вызванное самим фактом обследования.
Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
1. Знания о себе, семье, близких.
Цель - выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
|
|
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.
Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на неучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для детей виды деятельности (предметно-практическую, художественную), имеющие в большинстве случаев игровой характер и в то же время каждый раз ставящие перед ребенком усложняющиеся задачи, можно получить достаточно полную характеристику готовности к обучению и развитию школьно значимых функций.
Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.
В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.
|
|
При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения.
Для определения этапа, на котором возникают трудности, важна умелая организация и внимательное изучение деятельности ребенка на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия. При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, предоставляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т. д. Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.
Не стоит торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.
Выявление этапа в усвоении знаний, на котором возникают трудности, позволяет определить их причину. Подобной причиной может быть различная степень недоразвития и нарушения внимания, мышления, памяти. Важны особенности психической деятельности: ее темпы, целенаправленность, способность к волевому усилию, психическому напряжению.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации.