1. Начинается обследование со знакомства с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения).
2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, по выяснению причины обращения в консультацию.
3. Устанавливается следующее. Сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги.
4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.
5. Осуществляется подбор простых и сложных аналогий (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов).
|
|
6. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
7. Выясняется понимание логико-грамматических конструкций.
8. Выясняется понимание переносного смысла метафор и пословиц.
9. Проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения.
10. Устанавливаются знания по математике. Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач. Умение решать уравнения, неравенства.
11. Определяется осведомленность по предмету «Русский язык».
Учитывается сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать правило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, специфические).
12. Исследуется способность к чтению.
|
|
Способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое).
Качество чтения (правильность, плавность, выразительность, сознательность), характер ошибок. Пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный). Умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).
13. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции.
Оформляется запись в протоколе ПМПК.
Методический материал для проведения педагогического обследования
1. Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения.
2. Набор сюжетных картинок; серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета.
3. «Нелепицы».
4. Разрезные картинки из 2, 3, 4-х частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.
5. Подборка пословиц, фразеологизмов русского языка.
6. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений.
7. Касса букв и слогов, цифровая касса.
8. Подборка литературных текстов для чтения.