Схема педагогического обследования

1. Начинается обследование со знакомства с документа­цией (школьная характеристика, медицинские сведения).

2. Проводится беседа с родителями или лицами, их за­меняющими, по выяснению причины обращения в кон­сультацию.

3. Устанавливается следующее. Сформированность вре­менных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года. Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, опре­деление времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в про­странстве и на листе бумаги.

4. Определяется сформированность обобщающих поня­тий, уровень обобщения и характер выбора связей (выде­ление 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представле­ний). Нахождение различий и сходства в операциях срав­нения.

5. Осуществляется подбор простых и сложных аналогий (конкретные или логические ассоциации). Подбор анало­гий по противоположностям (подбор антонимов).

6. Устанавливается понимание смысла сюжетной кар­тинки, рассказа; определение логической последователь­ности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.


7. Выясняется понимание логико-грамматических кон­струкций.

8. Выясняется понимание переносного смысла мета­фор и пословиц.

9. Проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения.

10. Устанавливаются знания по математике. Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкрет­но, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания со­става числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами дейст­вий, использование математической терминологии, пони­мание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, со­ставных, типовых задач. Умение решать уравнения, нера­венства.

11. Определяется осведомленность по предмету «Рус­ский язык».

Учитывается сформированность анализа на фонетичес­ком, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать пра­вило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических на­выков и характер ошибок (орфографические, специфичес­кие).

12. Исследуется способность к чтению.

Способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое).

Качество чтения (правильность, плавность, выразитель­ность, сознательность), характер ошибок. Пересказ (са­мостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный). Умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повество­вание, рассуждение).

13. В заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомен­дации по обучению, воспитанию и коррекции.

Оформляется запись в протоколе ПМПК.

Методический материал для проведения педагогического обследования

1. Набор предметов, предметных картинок на обобщаю­щие понятия, классификацию, исключения, сравнения.

2. Набор сюжетных картинок; серии сюжетных карти­нок с явным и со скрытым смыслом сюжета.

3. «Нелепицы».

4. Разрезные картинки из 2, 3, 4-х частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным лини­ям.

5. Подборка пословиц, фразеологизмов русского языка.

6. Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных и количественных представлений.

7. Касса букв и слогов, цифровая касса.

8. Подборка литературных текстов для чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: