Специальные системы налогообложения малого бизнеса: условия применения, налогооблагаемая база, ставка налога

Успешному развитию предприятий малого бизнеса способствует благоприятная экономическая среда, в формировании которой важ­ная роль отводится системе налогообложения. Налоговая нагрузка на предприятия малого бизнеса может быть значительно снижена при использовании специальных налоговых режимов в форме УСН и ЕНВД. При этом упрощенная система налогообложения предпо­лагает упрощение системы учета, что обеспечивает предприятиям дополнительную экономию средств на осуществление хозяйствен­ной деятельности. Применение упрощенной системы налогообло­жения освобождает предприятия от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стои­мость, единого социального налога. Иные налоги, а также страхо­вые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются предприятиями в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

На упрощенную систему налогообложения предприятие имеет пра­во перейти по заявлению, если по итогам 9 месяцев года подачи та­кого заявления выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав не превышает величины предельного разме­ра. Для его определения необходимо предусмотренную Налоговым кодексом предельную выручку в размере 15 млн руб. скорректиро­вать на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на ка­ждый следующий год, и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, начиная с 2006 г.

Имеются ограничения и по годовому объему выручки от реализа­ции товаров: она не должна превышать 20 млн руб., подлежащих корректировке с учетом коэффициентов-дефляторов. Таким обра­зом, предельная величина выручки от реализации товаров не долж­на превышать по итогам 9 месяцев:

Существуют и другие условия, ограничивающие возможности при­менения предприятием упрощенной системы налогообложения: по численности работников (не более 100 человек); по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (не более 100 млн руб.); по вкладам других организаций в уставный капитал предприятия (не более 25 %). Если в процессе деятельности пред­приятия выручка превысит предельную величину или будет нару­шено какое-либо из вышеперечисленных условий, то предпри­ятие теряет право на применение упрощенной системы налогооб­ложения.

В качестве объекта налогообложения предприятие может выбрать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. В качестве доходов принимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. Расходы, в том числе и на приобретение товаров для их последующей перепродажи, уста­новлены в Налоговом кодексе в виде закрытого перечня. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта нало­гообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %. При этом сумма налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пен­сионное страхование и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Однако сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка налога устанавливается в размере 15 %. При этом подлежащая уплате в бюджет сумма налога должна быть больше или равна сумме минимального налога, который со­ставляет 1 % от величины налогооблагаемой базы в виде доходов. Поэтому сумма налога, исчисленная по ставке 15 %, сравнивается с минимальным налогом. Перечислению в бюджет подлежит боль­шая из этих двух величин.

Другим видом специального налогового режима является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В частности, этот налог может при­меняться на предприятиях розничной торговли и общественного питания. Решения о применении на подведомственной территории данного вида налога принимаются представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательных ор­ганов городов Москвы и Санкт-Петербурга. После принятия такого решения все предприятия, подпадающие под этот закон по виду деятельности и значениям физических показателей, переходят на данный режим налогообложения в обязательном порядке. К их чис­лу относятся, например, предприятия розничной торговли и обще­ственного питания с площадью торгового зала или зала обслужива­ния посетителей до 150 м2.

Уплата предприятиями единого налога на вмененный доход преду­сматривает освобождение их от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество предприятий и единого социального налога. Однако эти предпри­ятия продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом налогообложения является вме­ненный доход, представляющий собой потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитанный с учетом совокупности условий, в которых он функционирует.

Сумма вмененного дохода определяется исходя из базовой доход­ности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого пока­зателя. В качестве физических показателей может применяться единица площади, численность работающих, единица производ­ственной мощности и др. Поскольку предприятия работают в не­одинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижаю­щих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащего налогообложению, можно предста­вить в виде формулы:

где ВмД — сумма вмененного дохода, руб.;

БД — базовая доходность на единицу физического показателя, руб.;

ФП — количество единиц физического показателя (м2, чел., шт.);

К1— коэффициент-дефля­тор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги);

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий особенности ведения коммерческой дея­тельности.

Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается по став­ке 15 %:

 
 

Сумма единого налога на вмененный доход также может быть умень­шена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на сумму выплаченных работникам пособий по вре­менной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Коэффициент К, устанавливается ежегодно на календарный год и подлежит официальному опубликованию в порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации. Например, на 2007 г. коэффициент-дефлятор был равен 1,096.

Коэффициент К2 устанавливается субъектами Российской Федера­ции для всех категорий налогоплательщиков. Он может быть уста­новлен в пределах от 0,005 до 1 включительно. В Санкт-Петербурге данный коэффициент для предприятий тор­говли дифференцируется по следующим признакам:

• по местонахождению предприятия;

• в зависимости от специализации объектов торговли;

• в зависимости от режима работы предприятия. Дифференциация коэффициента К2 по местонахождению предпри­ятий торговли производится с учетом деления муниципальных об­разований Санкт-Петербурга на 2 группы. В первую группу вошли внутригородские муниципальные образованиях, расположенные не­посредственно в Санкт-Петербурге, во вторую группу — располо­женные в его курортной и пригородной зоне. Для предприятий, рас­положенных в муниципальных образованиях, вошедших во вторую группу, предусмотрено более низкое значение коэффициента К2.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: