double arrow

Прибыль предприятия, ее виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направление использования.

Прибыль — одна из основных форм денежных накоплений, со­здаваемых предприятиями различных отраслей экономики. Она зани­мает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инстру­ментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены прямо или косвенно связаны с прибылью. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть фи­нансовых ресурсов государства, региональных и местных органов вла­сти, а от их увеличения в значительной степени зависят темпы эконо­мического развития как России в целом, так и отдельных регионов, темпы приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышение уровня жизни населения.

Развитие рыночных отношений сопровождается повышением значимости роли прибыли как основного показателя финансовых ре­зультатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, так как получение прибыли сопутствует решению важнейших первоочеред­ных задач. Прибыль характеризует финансовое положение предприя­тия, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, гарантирует полноту и своевременность выполнения обя­зательств перед финансово-кредитной системой.

Понятие «прибыль» имеет разные значения, определяемые с по­зиции предприятия, потребителя, государства. Многие авторы трак­туют ее по-разному, однако все сходятся на том, что прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъек­та на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной и рыночной деятельности и пред­ставляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

В условиях рынка прибыль субъектов торговли выполняет сле­дующие функции.

Во-первых, прибыль характеризует (оценивает) экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Полу­чение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы пре­вышают все расходы, связанные с торговой деятельностью. Торговая прибыль как категория товарного хозяйства показывает финансовый результат предпринимательской деятельности. Прибыль является по­казателем, который наиболее полно отражает эффективность хозяй­ствования: объем проданных товаров, их ассортиментную структуру, уровень валового дохода, величину торговых расходов, использование основных и оборотных средств, производительность труда, организа­цию торговых процессов, культуру обслуживания населения, финан­совое состояние и др.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финан­совым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому каждое торговое предприятие заинтересовано в получении большей прибыли, так как это является основой для рас­ширения хозяйственной и рыночной деятельности, научного и соци­ального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление ком­мерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Для получения прибыли предприятие в соответствии с требованиями рынка само заинтересовано повышать качество това­ров и услуг, снижать издержки, наращивать производительность тру­да, совершенствовать материально-техническую базу предприятия и приемы работы.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Реализуя свои функции, прибыль в торговле выполняет следу­ющие основные задачи:

1) является мерилом оценки деятельности предприятия;

2) используется в качестве источника материального поощрения труда работников;

3) выступает источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;

4) является источником самофинансирования развития предпри­ятия;

5) служит источником пополнения государственного бюджета.

Прибыль предприятия формируется под влиянием различных факторов, классификация которых представлена на рис. 8.1.

 
 

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают на прибыль существенное, иногда решающее влияние.

К внешним факторам относятся: инфляция; изменения в законо­дательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприя­тий, оплаты труда работников; природные условия; не предусмотрен­ные планом предприятия изменения цен на энергоносители, тарифов на услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы; нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми организациями, банками дисциплины по хозяйственным вопросам и т.д.

Внутренние факторы подразделяются на основные (связанные с осуществлением торгово-технологического процесса) и вспомога­тельные.

Основные факторы, в свою очередь, подразделяются на экстен­сивные и интенсивные.

Экстенсивные — это факторы, влияющие на прибыль через коли­чественные изменения (изменение товарооборота, времени работы магазина, торговых площадей, среднесписочной численности работ­ников, финансовых ресурсов и т.д.).

Интенсивные — факторы, влияющие на прибыль через качествен­ные изменения (повышение производительности труда, качества торго­вого обслуживания, квалификации работников; внедрение прогрессив­ных методов обслуживания, новейшего оборудования, компьютеризация и пр.). К основным факторам, влияющим на формирование прибыли, относят: товарооборот, валовой доход, издержки.

Особое значение для прибыли имеет объем реализации товаров. В условиях рыночных отношений он занимает особое место, во-пер­вых, потому что в процессе продажи товаров на рынке происходит воз­мещение израсходованных средств предприятия, возмещение затрат, изношенное оборудование заменяется новым, пополняются запасы то­варов, материалов, работники получают заработную плату; во-вторых, реализация товаров — это самый сложный момент в деятельности пред­приятия, ведь именно на рынке продаваемый товар и затраченный труд на его реализацию доказывают свою социальную значимость и конку­рентоспособность. Любая заминка в реализации товаров или какой-то его части вызывает нарушение нормального хода товародвижения, а если же товары в массе своей не находят сбыта, то наступает крити­ческий момент в деятельности предприятия.

Объем получаемой прибыли зависит от валового дохода, получа­емого в результате реализации товаров. Валовой доход от реализации товаров представляет собой плату за услуги реализации (цену торго­вых услуг), или, проще говоря, сумму торговых надбавок (наценок), устанавливаемых к покупной цене товара (сырья). Размер торговых надбавок (наценок) устанавливается самостоятельно, с учетом спро­са, конъюнктуры рынка, затрат, связанных с покупкой товара, его хра­нением и реализацией.

Валовой доход имеет решающее значение для формирования при­были торгового предприятия; его увеличение в процессе деятельно­сти положительно влияет на формирование прибыли.

Издержки также влияют на формирование доходов предприятия и получение прибыли. Прибыль находится в обратной зависимости от величины и уровня издержек. Так, в связи с увеличением количества работников возрастают затраты на оплату труда и социальные нужды, что, в свою очередь, может повлиять на рост издержек, а следователь­но, снизить прибыль.

Рост товарооборота приводит к увеличению транспортных рас­ходов, расходов по приемке, хранению, реализации товаров, что также увеличивает издержки обращения предприятия.

Увеличение арендованного имущества приводит к увеличению размера арендной платы, что, со своей стороны, повышает расходы предприятия.

В итоге увеличение затрат предприятия влечет за собой рост из­держек обращения и, как следствие, снижение прибыли.

Величина прибыли в торговле зависит также от объемов спроса на товары и их предложения на рынке. Трудности, возникающие при про­даже товаров ввиду снижения спроса на них, могут привести к умень­шению как валового дохода от реализации товаров, так и прибыли. Ре­гулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на них боль­ше, а при высоких — меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется, и, наконец, она стабилизируется или сни­жается в зависимости от группы реализуемых товаров. Различная сте­пень покупательского спроса на те или иные товары определяет диф­ференциацию объемов продажи и прибыли.

К вспомогательным факторам относятся: условия труда и быта работников предприятия, их социальная защищенность, коммерческая деятельность (эффективность заключенных коммерческих сделок на поставку товаров), размер прочей прибыли и прибыли от внереализа­ционных операций, соблюдение хозяйственной дисциплины (наруше­ние налогового законодательства, несоблюдение методов списания безнадежных долгов, начисления износа основных фондов и т.д.).

Если на внешние факторы предприятие не может оказывать вли­яние (их трудно учитывать), то влияние внутренних факторов подле­жит тщательному анализу, на основе которого принимают управлен­ческие решения.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходи­мо отметить, что при оценке и планировании хозяйственной деятель­ности предприятия используются конкретные показатели. В этом слу­чае прибыль классифицируется множеством видов в зависимости от метода ее исчисления (в литературе можно встретить более 50 разно­видностей прибыли).

В зарубежной теории принято выделять следующие виды при­были:

- прибыль, заработанная благодаря инициативе;

- прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

- прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее призна­нию общественными институтами, среди которых важную роль игра­ют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Подобный подход классификации прибыли основан на различии факторов, формирующих прибыль.

Прибыль, заработанную благодаря инициативе, можно рассмат­ривать как вознаграждение за нарушение статус-кво. Рассмотренная под таким углом зрения, прибыль предстает не пассивно получаемым доходом, а результатом завоевания.

При этом в основу образования прибыли такого рода положено влияние четырех групп факторов:

1) внедрение инноваций;

2) отсутствие страха перед риском;

3) разумное использование средств, полученных от экономии на масштабах рыночной деятельности;

4) дальновидная политика в отношении задолженности перед хозяйственными партнерами.

Существуют так называемые неожиданные прибыли, для полу­чения которых предприниматель не делает никаких усилий.

Такая при­быль, полученная при благоприятных условиях, порождена не умыш­ленно созданными, а внешними обстоятельствами, которые можно подразделить на четыре группы:

1) порожденные характером производственной деятельности;

2) возникшие как следствие существующей структуры рынка;

3) связанные с общехозяйственной и общерегиональной конъюнктурой;

4) возникшие благодаря воздействию инфляции.

Допускаемая прибыль представляет собой «институционализированный» доход; ее формирование в меньшей мере зависит от эконо­мических факторов, чем от решения какого-либо общественного ин­ститута или от договора между различными институтами. Под институтами в данном контексте понимают государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.

Многообразие видов прибыли требует их систематизации по ос­новным классификационным признакам (табл. 8.1).

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг (нетто) и их себестои­мостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ, ус­луг (нетто) понимается объем товарооборота за минусом НДС, акци­зов и аналогичных обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг — покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибы­лях и убытках (форма № 2), по существу представляет собой величи­ну валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж определяется как разность между валовой прибылью (валовым доходом) от реализации товаров, продук­ции, работ, услуг и коммерческими расходами (издержками производ­ства и обращения).

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от торговой, инве­стиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд этот при­знак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как торговая прибыль является результатом торговой деятельности.

Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты от­ражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценны­ми бумагами и от депозитных вкладов), а частично — в прибыли от операционной деятельности.

Особого рассмотрения требует понятие «прибыль от финансовой деятельности». В процессе финансовой деятельности как собствен­ный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах финансовой прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности пони­мается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних ис­точников на условиях, более выгодных, чем среднерыночные.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают мар­жинальную, до налогообложения и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в про­цессе хозяйственной деятельности затрат.

Маржинальная прибыль — один из важнейших показателей, ис­пользуемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржиналь­ная прибыль представляет собой разность между суммой валового до­хода от реализации товаров (продукции) и суммой переменных зат­рат. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации товаров (продукции).

Прибыль до налогообложения с наибольшей полнотой и объек­тивностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятель­ности предприятия. Именно эта прибыль на практике отражает эко­номическую категорию «прибавочная стоимость», которая и подлежит распределению между предприятием и государственным бюджетом.

Чистая прибыль — это та часть прибыли до налогообложения, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюд­жет текущего налога на прибыль и откорректированная на сумму от­ложенных налоговых активов и обязательств. В экономической лите­ратуре, особенно зарубежной, чистую прибыль рассматривают как экономическую ренту. Однако понятие «экономическая рента» в боль­шей мере присуще творческой деятельности, где проявляется особый талант (музыкальный, спортивный), а не предпринимательской и тем более не коммерческой. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкое разграничение.

Поиск прибыли обычно ассоциирует­ся с предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Предпри­ниматели и коммерсанты изыскивают прибыль путем выявления наи­лучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов. Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей мак­симизации прибыли, — это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различ­ные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.

Не вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприя­тия — из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нару­шение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собствен­ных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые, по сути, являются необходимыми затратами на ведение хо­зяйственной деятельности.

За рубежом, в странах с развитой эконо­микой, налоги, которые в России относятся на прибыль, включаются в совокупные затраты (например, премии, выплачиваемые за счет фон­да потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, пред­ставительские расходы и т.д.). В этом случае вся сумма чистой прибы­ли остается в распоряжении предприятия. Полученная в результате всех преобразований сумма является прибылью, остающейся в распо­ряжении предприятия.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогообла­гаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли иг­рает важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.

Налогооблагаемая прибыль — это прибыль до налогообложения, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действу­ющего законодательства.

При исчислении налогооблагаемой прибыли из прибыли до нало­гообложения исключаются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ (государственные пособия, выплачивае­мые в соответствии с законодательством Российской Федерации; все виды компенсационных выплат, суммы единовременной материаль­ной помощи, суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию и др.).

Не учитываются при определении налоговой базы расходы и до­ходы, перечисленные в ст. 251 и 270 НК РФ.

По характеру инфляционной «очистки» прибыли выделяют ре­альный и номинальный ее виды.

Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.

С планируемым объемом деятельности связаны минимальная, целевая, нормальная и максимальная виды прибыли. Достижение каж­дой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубы­точности, прибыльности.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабель­ности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки бан­ков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграж­дение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (опреде­ленный процент на вложенный капитал, который различается в зави­симости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сфе­ру. «Бегство» капиталов из неприбыльной отрасли в дальнейшем повысит ее прибыльность, если спрос на данные товары (услуги) по­стоянен. Тогда меньший по массе капитал сможет получить нормаль­ную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельно­сти получат более высокую прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную при­быль, и уровень прибыли снизится до нормального.

Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определен­ного притока денежных средств (наличности) в определенные перио­ды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к мак­симальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Макси­мальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, ког­да граничный доход равняется граничным затратам.

Исходя из прибыли за рассматриваемый период формирования выделяют прибыль предшествующего периода (периода, предшеству­ющего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли использу­ется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая пла­номерно формируется предприятием, и так называемую чрезвычай­ную прибыль.

Термин «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в стра­нах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник формирования или очень редкий ха­рактер ее формирования. Примером может служить прибыль, полу­ченная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибы­ли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, кото­рая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на вы­платы собственникам (акционерам), персоналу или на реализацию со­циальных программ предприятия.

По значению окончательного результата хозяйствования разли­чают положительную и отрицательную прибыль (убыток).

Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на пред­приятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщен­ном виде оно характеризует структуру источников формирования при­были по видам деятельности (торговой, инвестиционной, финансовой). В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характери­зует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое каче­ство торговой прибыли характеризуется ростом объема реализации товара, снижением издержек, а низкое ее качество — ростом цен на товар без увеличения объема его реализации.

Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить ее сопоставление с прибылью других предприятий.

Торговые предприятия при определении прибыли оперируют чаще всего терминологией, определенной положениями законодатель­ства о налогообложении, инструкциями налоговых органов, и измеря­ют прибыль суммой и уровнем (в процентах к товарообороту).

Одной из наиболее сложных задач политики управления прибылью фирмы является рациональное распределение прибыли. Сложность решения этой задачи заключается в том, что при распределении прибыли должна быть достигнута оптимальность в удовлетворении интересов трех сторон: государства, руководства предприятия и трудо во го коллектива. При этом государство заинтересовано получить боль шую часть прибыли в бюджет, руководство стремится направить максимальную сумму на расширенное воспроизводство, а работники предприятия заинтересованы в повышении оплаты труда.

Если госу­дарство облагает прибыль предприятия слишком высокими ставками налогов, то пропадает стимул дальнейшего развития предприятия. Если руководство решает использовать всю сумму прибыли на мате­риальное стимулирование труда своих работников, то не будет средств для обновления основных фондов, в результате произойдет снижение объемов реализации и, как следствие, — снижение заработной платы и сокращение рабочих мест. Если будет слишком низка доля средств, направляемых на материальное стимулирование, то это отрицательно скажется на производительности труда. Таким образом, на каждом тор­говом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распре­деления прибыли.

Другой стороной проблемы распределения прибыли является необходимость учета противоположных интересов собственников предприятия — получение высоких текущих доходов или увеличение их размеров в перспективе.

Распределение прибыли представляет собой процесс формиро­вания направлений ее последующего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Основной целью распределения прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия, является оптимизация пропорций между ка­питализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения ре­ализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Объектом распределения выступает налогооблагаемая прибыль. Схема распределения прибыли для ее последующего использования представлена на рис. 8.3.

Распределение и последующее использование прибыли базиру­ются на следующих принципах:

1) прибыль, получаемая в процессе хозяйственной и финансовой деятельности фирмы, распределяется между государством и фирмой как хозяйствующим субъектом и является источником первоначаль­ного выполнения обязательств фирмы перед обществом;

2) прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, должна прежде всего обеспечивать ее дальнейшее развитие, т.е. направляться на на­копление, и только в остальной ее части — на потребление;

3) прибыль должна обеспечивать стимулирование трудовой ак­тивности и дополнительной социальной защиты персонала;

4) распределение прибыли должно быть экономически обоснова­но, необходима оценка эффективности разработанной политики рас­пределения прибыли (с помощью коэффициента капитализации при­были, коэффициента дивидендных выплат, коэффициента участия персонала в прибыли и других экономических показателей).

Часть прибыли, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей, определяется зако­нодательно, остальная распределяется по усмотрению предприятия. Но с помощью налоговой политики государство стимулирует отдель­ные социально значимые направления распределения прибыли (на­пример, отчисления на благотворительность, природоохранные меро­приятия и др.). Общая схема распределения и использования прибыли отражена на рис. 8.4.

В общем виде направления использования прибыли предприя­тия представлены следующими фондами: фондом накопления, фон­дом потребления и резервным фондом.

Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйству­ющего субъекта, аккумулирующий прибыль, и другие источники для создания имущества, приобретения основных фондов, оборотных фон­дов и т.д. Создание фондов накопления приводит к увеличению иму­щества предприятия. Фонды накопления используются на финанси­рование новых торгово-технологических процессов, модернизацию оборудования, реконструкцию, расширение предприятия, на строитель­ство, природоохранные мероприятия, а также на расходы по погаше­нию долгосрочных ссуд банков и процентов по ним, взносы предприя­тия в уставный капитал других предприятий в качестве учредителя.

Кроме этого, формируется резервный фонд, образованный в со­ответствии с законодательством (для акционерных обществ), а также в соответствии с учредительными документами (для обществ с огра­ниченной ответственностью). Он предназначен для возмещения не­предвиденных убытков, потерь в процессе ведения хозяйственной де­ятельности или на случай прекращения деятельности для покрытия кредиторской задолженности.

Резервный фонд акционерного общества должен составлять не менее 5% от суммы его уставного капитала.

Другую часть прибыли — фонд потребления — предприятие направ­ляет на потребление. Фонд потребления — это источник средств хозяй­ствующего субъекта, зарезервированный для осуществления меро­приятии по социальному и материальному поощрению коллектива. Со­зданный фонд потребления не увеличивает размер имущества пред­приятия, а используется на нужды трудового коллектива. Из фонда потребления финансируются объекты культуры, здравоохранения, оз­доровительные и культурно-массовые мероприятия, выплачиваются надбавки к пенсиям, единовременные пособия ветеранам предприя­тия, производится оплата путевок сотрудникам в санатории, дома от­дыха, компенсация удорожания питания в столовых и буфетах пред­приятия, выплачивается вознаграждение по итогам работы за год, премии и подарки к праздникам.

Порядок распределения и использования прибыли на предприя­тии фиксируется в уставных документах предприятия. Фондовый ме­тод распределения прибыли в основном применяется на крупных пред­приятиях. По своему усмотрению (по решению совета учредителей) предприятие может создавать и использовать фонды в зависимости от необходимости: направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов, направлять средства фондов на увеличение уставного капитала и т.д. Остальные предприятия торгов­ли чаще для распределения прибыли используют бесфондовый метод: составляется смета расходов без образования фондов.

Процесс распределения и использования прибыли складывается под влиянием многих внешних и внутренних факторов (рис. 8.5).

Внешние факторы не зависят от хозяйственной деятельности кон­кретного предприятия; они обусловливаются внешней средой, в кото­рой предприятие работает. Внутренние факторы возникают в резуль­тате хозяйственной деятельности данного торгового предприятия на потребительском рынке.

Высокая значимость прибыли для развития предприятия, удов­летворения интересов трудового коллектива, собственников предпри­ятия, государства делают очевидным, актуальным и необходимым эф­фективное управление прибылью в торговле и общественном питании.


Сейчас читают про: