Ситуация с наркобизнесом

На сегодняшний день среди многих проблем, стоящих перед казахстанским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема роста наркобизнеса и наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности в целом.
В части контроля за легальным оборотом наркотиков и в рамках реализации программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009 – 2011 годы Комитетом по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков МВД РК (далее КБН МВД РК) проведена определенная работа, связанная с внесением изменений и дополнений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан, в том числе касающихся:
1) положения о порядке ввоза/вывоза/транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в рамках Таможенного союза;
2) контроля над синтетическими каннабиноидами, внесеными в Список подконтрольных веществ;
3) вопроса ужесточения наказания за нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами без цели их сбыта.
В рамках нетарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС проводится работа по утверждению на национальном уровне Единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю на территории Таможенного союза.
В соответствии со статьями 13, 14, 15 Закона Республики Казахстан от 6 февраля 2011 года № 377–IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», Комитетом по борьбе с наркобизнесом МВД совместно с Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан и Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан разработаны совместные приказы:
1) по критериям оценки степени риска субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
2) по формам проверочного листа субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
3) по вопросам проверок субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Согласно реализации пункта 6 Плана мероприятий Концепции совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан на 2009 – 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан 27 октября 2008 года № 1100, КБН МВД при содействии Министерства связи и информатизации с августа 2009 года начата реализация пилотной фазы внедрения в эксплуатацию информационной системы – Государственная база данных «Е–лицензирование». В настоящее время выдача государственной лицензии на деятельность, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется в электронном формате.
Данная база призвана упростить процедуру выдачи лицензионно–разрешительных документов, уменьшить документооборот, обеспечить доступность и возможность обмена информацией органов–лицензиаров с заинтересованными государственными органами и субъектами частного предпринимательства.
Несмотря на принимаемые меры противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков, наркобизнес является одной из актуальных проблем.
Даже полное перекрытие каналов наркотрафика афганского героина при наличии потребительской среды не обеспечит ликвидацию наркомании, а только приведет дополнительно к созданию новых форм и каналов поставок уже других видов наркотиков. Получение колоссальных прибылей международными наркосиндикатами и организованными преступными группировками от использования территории Казахстана в качестве транзитного коридора для транспортировки наркотиков создает предпосылки и условия для вовлечения в потребление и распространение наркотиков все большего числа наших граждан.
Это способствует увеличению количества, зарегистрированных наркопреступлений, связанных со сбытом. Количество преступлений, предусмотренных частью второй «Незаконное приобретение, перевозка или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ» статьи 259 «Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ», увеличилось на 30,7%, с 378 в 2010 году до 494 в 2011 году, за 2009 год было зарегистрировано 396 преступлений, против 378 в 2010 году (снижение на 4,5 %).
С 2009 года прослеживается уменьшение числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных частью четвертой «Незаконное приобретение, перевозка или хранение в целях сбыта, изготовления, переработки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ, совершенных организованной группой или преступным сообществом» статьи 259 «Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ» УК РК, и выявленных правоохранительными органами страны на – 82,2%, но в отношении подпункта «а» части четвертой данной статьи (наркопреступления, совершенные организованной группой или преступным сообществом) в 2009 году отмечается рост на 100% (с 50 до 100 преступлений, из которых на долю МВД приходится – 67).
Однако ситуация с выявлением данной категории преступлений остается нестабильной, и в 2010 и 2011 годах отмечается снижение на 43,28% (с 67 до 38).
Вопросы выработки системных мер по перекрытию каналов транзита наркотиков через территорию Казахстана неоднократно рассматривались на заседаниях Правительства в течение 2010 года. Реализация принятых решений позволила выявить большее количество преступлений, связанных с контрабандой наркотиков. При этом акцент был сделан на приоритетность выполнения мероприятий по пресечению контрабанды наркотиков подразделениями Пограничной службы КНБ и таможенных органов, непосредственно осуществляющими контроль на Государственной границе. Удельный вес выявления фактов контрабанды наркотиков от всех наркопреступлений по республике составляет 2,8% (273) в 2009 году, 2,75% (242) в 2010 году, 4,54% (198) в 2011 году. Однако, в настоящее время в сравнении с 2009 годом идет снижение количества преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, на 27,5% (с 273 в 2009 году до 198 в 2011 году).
В 2010 году на почве употребления наркотиков совершено 499 преступлений, против 352 – в 2009 году, что на 41,8% больше, но отмечается снижение данной категории преступлений на 25,5% относительно 2010 года, в 2011 году совершено 372 преступления. Число женщин, совершивших наркопреступления, снизилось на 11,4% (с 761 до 674) в 2010 году относительно 2009 года, за аналогичный период 2011 года женщинами совершено на 58,2% меньше наркопреступлений, что составляет снижение с 674 до 282 преступлений.
Однако, число женщин, совершивших преступления на почве употребления наркотиков, возросло на 19,2% в 2010 году (с 26 до 31), но в 2011 году вследствие декриминализации части 1 статьи 259 УК РК произошло снижение на 22,6% (с 31 до 24).
В 2010 и 2011 годах несовершеннолетними совершено 11 и 8 наркопреступлений против 8 в 2009 году. Также необходимо отметить, что на почве употребления наркотиков несовершеннолетними совершено всего 2 преступления в 2010 году и 3 преступления в 2011 году против 5 преступлений в 2009.
Среди контингента лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, как правило, преобладают лица мужского пола, в возрасте от 20 до 35 лет.
Органами внутренних дел проведено в 2009 году 24 специальных мероприятия по методу «контролируемая поставка», из которых 7 – внешние (Кыргызстан – 3, Россия – 4), в 2010 году – 29 контролируемых поставки из которых 3 – внешних (с ФСКН и МВД Российской Федерации), в 2011 – 23 контролируемые поставки, в том числе 3 внешние (Киргизия).
С момента введения соответствующих уголовных санкций в действие свыше 100 наркопреступников были приговорены к лишению свободы от 12 до 20 лет и 1 – к пожизненному заключению (Таблица 3).

Таблица 3

Наименование показателей МВД КНБ КТК МФ
12 мес. 2009 г. 12 мес. 2010 г. 12 мес. 2011 г. 12 мес. 2009 г. 12 мес. 2010 г. 12 мес. 2011 г. 12 мес. 2009 г. 12 мес. 2010 г. 12 мес. 2011 г.
выявлено наркопреступле- ний                  
сбыт наркотиков                  
преступлений по ст. 259 ч.4 УК РК           –51,5      

Вместе с тем, последние оперативные данные свидетельствуют о появлении нового маршрута, проходящего через Туркменистан: из Афганистана в Иран, далее в Туркменистан, Казахстан, Россию и страны СНГ в Европу. В то же время, по информации Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и предупреждению преступности (далее – УНП ООН) и коллег из СНГ имеются данные о возникновении еще одного нового так называемого «каспийского» маршрута. По данному маршруту транзит афганского героина осуществляется из Ирана морским путем в порты Азербайджана и далее в страны кавказского региона, Украину, Россию и Европу, что в будущем может представлять угрозу для Казахстана, учитывая совместные границы с Россией.
Анализ показывает, что в 17% случаев героин изымался при транспортировке автотранспортом, в 7% – перевозка осуществлялась группой лиц, в 20% – в качестве курьеров и сбытчиков вступали женщины.
По видам наркотических средств, изъятых в 2010 году и в 2011 году по сравнению с аналогичным периодом 2009 и 2010 годов наиболее изымаемыми являются марихуана, героин, гашиш, опий (таблица 4).

Таблица 4

Наименование наркотических средств 2009 год 2010 год 2011 год
общий вес (в кг) удельный вес общий вес (в кг) удельный вес общий вес (в кг) удельный вес
  27954,389   28417,918   33 998,428  
марихуана (каннабис) 26 157 94,1% 27 348 96,3% 27,380 80,5%
опий 171,9 0,6% 168,3 0,6% 11,365 0,03%
героин 731,6 2,6% 323,3 1,1% 306,7 0,9%
гашиш, анаша 556,9 2,0% 417,0 1,5% 343,42 1,01%

Из таблицы 4 следует, что в 2011 году вырос объем изъятых традиционных для страны наркотических веществ, однако, необходимо учитывать, что имеются случаи, связанные с немедицинским потреблением ряда лекарственных препаратов, которые не контролируются государством.
Таким образом, ситуация, связанная с немедицинским потреблением кодеиносодержащих лекарственных препаратов на территории страны, требует углубленного изучения и возможного принятия дополнительных мер по выявлению и предупреждению преступлений, связанных с их незаконным оборотом.
Непринятие должных мер контроля в рамках легального оборота наркосодержащих препаратов может позволить развиться новому направлению, связанному с изготовлением наркотиков из лекарственных средств и, как следствие, к резкому ухудшению наркоситуации из-за снижения цены на наркотические средства.
Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости укрепления взаимодействия между государственными и другими органами по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота наркотиков, а так же развитию международного сотрудничества в рамках взаимообмена информацией о наркоситуации и новых видах наркотических средств.

5. Профилактика, лечение и реабилитация наркомании
Первичная профилактика.
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психически активными веществами.
Профилактика имеет три уровня – первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика зависимости от наркотиков имеет целью предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой, ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи и стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.
Целями профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и наркомании являются:
1) изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психически активные вещества в детско–молодежной популяции;
2) сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой совместно с сотрудниками образовательных учреждений.
Профилактика предусматривает раннее предупреждение употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков и основана на том, что в центре ее находится личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.
Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавления от наркомании абсолютно нереально.
В рамках ранее реализуемой Программы на 2009 – 2011 годы была продолжена работа по координации антинаркотической деятельности государственных органов на республиканском и региональном уровнях с вовлечением молодежных и неправительственных организаций.
В первично–профилактическом направлении:
1) за 12 месяцев 2011 года проведено 8224 мероприятия профилактического характера (в 2010 году – 6,6 тыс., в 2009 году – 9,1 тыс.). В их числе 558 акций (увеличение на 25,4%, 2010 году – 416), 511 семинаров (увеличение на 40,7%, в 2010 году – 303), 5840 лекций и встреч (увеличение на 24,0%, в 2010 году – 4437), 548 круглых стола (увеличение на 26,5%, в 2010 году – 403), 767 спортивных соревнований и турниров (увеличение на 25,5%, в 2010 году – 571);
2) принимаются меры, обеспечивающие межведомственную координацию. Во взаимодействии с органами здравоохранения и образования проведено 4765 мероприятий (увеличение на 22,0%), со школьными инспекторами полиции – 5200 (+34,8%), в рамках деятельности региональных комиссий – 4661 (увеличение на 15,0%), совместно с неправительственными организациями – 1701 (увеличение на 23,1%), в ВУЗах – 1782 (увеличение на 15,3%), общий охват населения проведенными мероприятиями составил более 463,9 тыс. человек (увеличение на 42,7%). Опубликовано свыше 8,1 тыс. (увеличение на 5,0%) материалов антинаркотической направленности, из них в печати – 2 686 (увеличение на 3,1%), на телевидении – 2978 (увеличение на 9,6%), на радио – 1518 (увеличение на 6,3%), в информационных агентствах – 1 250 (увеличение на 5,4%);
3) в общей сложности за период реализации плана мероприятий Программы на 2009 – 2011 годы организовано свыше 23 тыс. мероприятий, направленных на первичную профилактику наркомании среди молодежи с общим охватом более 1 млн. человек.
Республиканским научно–практическим Центром медико–социальных проблем наркомании Министерства здравоохранения совместно с Министерством образования и науки:
1) проведены семинар–тренинги для педагогов, психологов средне–образовательных учебных заведений «Способ раннего выявления рисков формирования и развития зависимости от психоактивных веществ у учащихся средне–образовательных школ» в городах Павлодар, Тараз, Караганда. В семидесяти четырех школах были установлены компьютерные системы по психологическому тестированию рисков вовлечения в зависимость от психоактивных веществ, предоставлены раздаточные материалы, где собраны лучшие практики психокоррекционной работы с «группами риска» по наркологическому профилю;
2) принимаются системные меры по профилактике употребления наркотиков средствами физической культуры и спорта, в учебных заведениях на системной основе проводятся мероприятия под девизами «Спорт против наркотиков», «Туризм против наркотиков».
По данным Министерства туризма и спорта, особое внимание уделяется развитию детско–юношеского спорта. В настоящее время в республике действует около 29 тыс. спортивных секций, 7133 спортивных зала, 31266 спортивных комплекса, 251 стадион, 423 хоккейных корта.
Проведены мероприятия по поддержке некоммерческих (неправительственных) организаций (далее – НКО), реализован проект «Проведение комплекса мероприятий по противодействию наркомании», в рамках которого создана база данных по профильным НКО в Казахстане и странах СНГ, включающая адреса, контактные телефоны и телефоны доверия. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики наркомании, на основе которого подготовлены методические рекомендации.
Созданы школьная и семейная антинаркотические видеотеки, школьная антинаркотическая библиотека на бумажных и магнитных носителях, подготовлены пособия «Самоучитель эффективной семьи» и «Самоучитель эффективного родителя».
Таким образом, принятые меры в рамках ранее реализованной Программы дали определенные результаты, которые позволили улучшить наркоситуацию в стране.
При этом, необходимо продолжить усиление работы по профилактике наркозависимости, так как данная проблема носит социальный характер, который возникает постоянно в связи с влиянием внешних факторов.
Необходимо отметить, что негативно ориентированная профилактика злоупотребления наркотиками, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема наркотиков не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления наркотиками только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к наркотикам.
Именно поэтому основным приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме наркотиков.
Проводимые в настоящее время на региональном уровне профилактические антинаркотические мероприятия не составляют единой системы. В некоторых регионах неоправданно затянулось принятие региональных целевых программ, не формируются целевые фонды борьбы с распространением наркомании, что не позволяет компенсировать недостаток бюджетных ассигнований.
В региональных программах недостаточное внимание уделяется антинаркотической просветительной работе. Она проводится малоэффективными методами, основанными на информационном подходе (чтение лекций). Недостаточно активно в антинаркотическую работу с детьми и подростками вовлекаются семьи, общественные организации по месту жительства.
В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей на республиканском и региональном уровнях системы активной первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров – наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Исходными, базовыми принципами системы первичной профилактики должны стать следующие положения:
1) зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;
2) в условиях наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;
3) целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.
Вторичная профилактика.
Необходимо отметить, что во многих случаях недостаточно только предупреждение вовлечения новых лиц в потребление наркотиков, возникает необходимость применения вторичной профилактики.
Вторичная профилактика зависимости от наркотиков является избирательной, ориентирована на лиц, пробовавших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии появляется в тех случаях, когда заболевание может возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.
Целью профилактической деятельности является не только предупреждение вовлечения новых лиц в потребление наркотиков, но и раннее выявление наркопотребителей, снижение общего числа лиц, уже вовлеченных в наркотическую субкультуру. Действенным инструментом в этой сфере является административная практика.
Выявление и пресечение административных правонарушений превентивной направленности, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является одной из приоритетных задач в сфере профилактики наркомании среди населения, стоящей перед правоохранительными органами.
За 2011 год органами внутренних дел выявлено 5161 административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, что больше на 3,5% по сравнению с 2010 годом – 4988 человек.
Первое место по росту количества привлеченных лиц к административной ответственности занимает молодежь, что больше на 26,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно статистическим данным за административные правонарушения, предусмотренные статьями 318 «Непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли», 467 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (далее – КоАП РК) к ответственности привлечено 1558 лиц. Из них, наказание в виде ареста назначено 1063, лишения специального права – 898, в виде штрафа – 729 лицам.
Сумма наложенных штрафов составила – 8 511 883 тенге (за аналогичный период 2010 года – 4 304 105 тенге, взыскано – 3 976 713 (в 2009 году – 2 372 464 тенге).
Сумма невзысканных штрафов составляет 4 535 170 тенге, или 53,3%. Следует отметить, что анализ выявления административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков по месту их совершения, имеет большое значение для принятия своевременных превентивных мер.
Однако, анализируя работу правоохранительных органов за прошедший период, можно отметить ненадлежащее применение административного законодательства.
Так, согласно статистическим данным, в возбуждении уголовных дел отказано по 6198 заявлениям и сообщениям о преступлениях, предусмотренных статьей 259 УК РК в 2009 году, по 5225 – в 2010 году, в 2011 году отказано по 4778 фактам, что позволяет говорить об увеличении количества отказных материалов и снижении качества материалов, представляемых для возбуждения уголовного дела сотрудниками правоохранительных и специальных органов (таблица 5).

Таблица 5

Статья УК РК Количество зарегистриро- ванных заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе приобщенные к ранее зарегистриро- ванным в КУЗ по одному факту Отказано в возбуждении уголовного дела В том числе по п.2 ч.1 ст.37 УПК РК Привлечено к административной ответственности по ст. 320 КоАП РК
  2011 год 2010 год 2009 год 2011 год 2010 год 2009 год 2011 год 2010 год 2009 год 2011 год 2010 год 2009 год
ст. 259 УК РК                        

Как следует из данных приведенной таблицы, почти половина лиц, совершивших административные правонарушения, осталась безнаказанной.
Причинами тому являются нарушения требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок закрепления фактов изъятия наркотиков, и несвоевременное оформление административных дел, в результате чего виновные лица остаются безнаказанными. Ненадлежащее применение административного законодательства является следствием малого опыта работы, отсутствием навыков практической работы у сотрудников правоохранительных органов. Тогда как административная практика, в соответствии с проведенной реформой, является основным инструментом в профилактической работе по предупреждению и пресечению незаконного распространения и употребления наркотических средств, психотропных веществ.
Таким образом, принимаемые меры не полностью решили проблемы, что требует усилить меры по вторичной профилактике.
В рамках закона, направленного на гуманизацию уголовного законодательства и подписанного 18 января 2011 года, декриминализирована часть первая статьи 259 Уголовного кодекса, где была предусмотрена ответственность за незаконное хранение без цели сбыта наркотиков в крупном размере. Это было сделано в целях снижения репрессивного давления на наркозависимых лиц.
Важная роль в предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотиков, устранении причин и условий, способствующих распространению этого явления, принадлежит административно–правовым средствам. Необходимость усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует совершенствования административно-правовых средств, используемых в этой борьбе. Представляется, что совершенствование должно осуществляться по нескольким направлениям:
1) повышения роли законодательства в установлении административно-правовых средств;
2) создания наиболее эффективной системы административных средств борьбы с незаконным оборотом наркотиков путем введения в нее новых, наиболее эффективных средств, дополняющих арсенал имеющихся.
Третичная профилактика
Третичная профилактика зависимости от наркотиков является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от наркотиков. Третичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления наркотиками больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости, на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять наркотики.
По сути, третичная профилактика наркомании – это медицинская, психолого-социальная и духовная реабилитация.
Вся работа по третичной профилактике наркомании должна быть выстроена в функциональную систему, которая, во-первых, принимает наркоманию как болезнь, имеющую био-психо-социо-духовную природу, и, во-вторых, обеспечивает помощь нуждающимся гражданам в форме функциональной «цепочки», состоящей из:
1) первичной информационно-консультативной помощи,
2) первичной медицинской, психологической, социальной диагностики,
3) медицинской наркологической помощи,
4) психолого-социальной и духовной реабилитации,
5) психолого-социального и духовного сопровождения, поддержки и помощи.
Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:
1) снижение распространенности немедицинского потребления наркотиков;
2) своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению немедицинского потребления наркотиков, и организация комплексных мероприятий по их эффективному устранению;
3) организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их употреблению, мотивации к лечению и реабилитации;
4) организация и проведение профилактики наркомании с группами повышенного риска;
5) организация антинаркотического воспитания и обучения в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Разработка и апробация различных программ профилактики зависимости от наркотиков среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением в США, Австралии, Западной Европе, а в последующие годы — и в Казахстане. Однако формирование эффективных профилактических стратегий проходит с большими трудностями. Многие авторы обзоров действующих профилактических программ приходят к заключению, что результаты их внедрения не являются оптимистичными. Это объясняется несколькими причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моделей; отсутствием достаточного количества апробированных техник; неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.
В настоящее время в третично-профилактическом направлении разработан ряд клинических протоколов (стандартов) диагностики, лечения, реабилитации наркозависимых, а также разнообразные программы наркологической помощи и ассортимента наркологических услуг.
По данным Министерства здравоохранения, к 1 июля 2011 года стационарные отделения медико-социальной реабилитации имеются во всех регионах страны, кроме Алматинской области.
Утвержден обновленный стандарт организации наркологической помощи, разработан и принят нормативный правовой акт, регламентирующий проведение МСР как в условиях стационара, так и в амбулаторных условиях.
В третично-профилактическом направлении разработаны программы, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с диагнозом «наркомания» и оказание соответствующего ассортимента социальных услуг. Лечение от наркомании и токсикомании проходили: в 2006 году – 9 816 человек (или 18,4 % от общего числа зарегистрированных наркопотребителей), в 2007 году – 9 728 (или 17,6 %), в 2008 году – 8 360 (или 15,3 %), в 2009 году – 6737 (или 12,4%), в 2010 году – 5326 (или 10,7%).
Республиканским научно–практическим центром медико–социальных проблем наркомании Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – РНПЦ МСПН) совместно с Комитетом уголовно–исполнительной системы МВД РК разработан и утвержден ряд протоколов специализированной медицинской помощи пациентам, зависимым от опиоидов, а также с зависимостью от сочетанного употребления психоактивных веществ в условиях лечения в пенитенциарных учреждениях сроком от 6 до 24 месяцев.
Сотрудниками РНПЦ МСПН разработаны видеопособия по теме мотивационного информирования и наркологического консультирования на этапах вторичной профилактики, третичной профилактики, противорецидивной и поддерживающей терапии.
Конкретная реализация профилактики возможна только в рамках комплексной программы активной профилактики и реабилитации.
Данная программа дает возможность работать не только с «группами риска» и обеспечить реализацию реабилитационных программ, но и продолжить работу с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации.
Кроме того, программа активной профилактики и реабилитации обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, а также динамичный контроль за процессом реабилитации, что также позволяет оценить эффективность профилактических программ.
Целью профилактики потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.
В этой связи, необходимо в дальнейшем выстраивать систему профилактики наркомании, поставив во главу угла снижение спроса на наркотики, а не привлечение подростков и молодежи к решениям соответствующих проблем, так как в последнем случае фокусная группа, нуждающаяся во вмешательствах, остается вне охвата мероприятиями.
Вместе с тем, имеющиеся проблемы и их актуальность позволяют констатировать, что необходимая дальнейшая реализация системы рациональных и действующих мер по совершенствованию деятельности государственных органов, осуществляющих профилактику наркомании и противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, потребует более активной позиции министерств и ведомств.
Весь этот комплекс приведет к повышению эффективности мероприятий по профилактике, раннему выявлению, медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц.
Проведенный анализ текущей наркоситуации в Казахстане позволил выявить сильные и слабые стороны развития данной отрасли, возможностей и угроз для отрасли.

Сильные стороны Слабые стороны
1. Введены соответствующие уголовные санкции, направленные на усиление ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. 1. Минимальная наступательность ведомств, обязанных бороться с незаконным распространением наркотиков, заниматься разработкой преступных групп, создавших в республике этот преступный бизнес.
2. Отсутствие должных мер по подрыву экономических основ наркопреступности в РК.
3. Отсутствие принятия на должном уровне целенаправленных мер по обеспечению общей безопасности в акваториях Каспийского моря и отсутствие действенной системы мер контроля за инфраструктурой морских грузопассажирских перевозок.
4. Пассивность в принятии решения проблемы: 1) по уничтожению, имеющейся в Казахстане сырьевой базы незаконного наркопроизводства; 2) по совершенствованию системы выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, необходимости разработать научные методики применения химических веществ для уничтожения наркосодержащих растений, а также снижения содержания в них психоактивных веществ либо доведения до логического завершения исследования о целесообразности переработки дикорастущей конопли в промышленных целях.
2. Реализация мероприятий нормативно– правового направления по контролю за неукоснительным исполнением соответствующих законодательных актов и положений разработанной нормативно–правовой базы в системе наркологической помощи населению Казахстана. 5. Нерешенность проблемы развития системы социально– психологической реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, в том числе осужденных к лишению свободы, а также освобождающихся из мест лишения свободы.
6. Низкая трудозанятость лиц, с диагнозом наркомания, прошедших медицинскую коррекцию и находящихся в реабилитации, в том числе и из числа осужденных.
7. Отсутствие необходимого количества и текучесть квалифицированных специалистов систем здравоохранения и социальной защиты ввиду слабой системы защиты работников и, как следствие, отсутствие положительного имиджа сотрудников.
3. Реализация мероприятий в рамках международного сотрудничества по наращиванию активности и эффективности международной антинаркотической деятельности. 8. Отсутствие должного опыта внедрения международных практик, связанных с социализацией и реабилитацией наркозависимых лиц.
9. Отсутствие пилотных проектов по профилактике наркомании и социальной реабилитации наркозависимых лиц и их финансирования со стороны государственных и местных исполнительных органов.
4. На достаточном уровне проводится первичная профилактика, государственном выделяется финансовые средства с ежегодным увеличением 10. Качество изготовляемой медиа продукции не соответствует международным стандартам и требованиям, предъявляемым к социальной медиапродукции.
11. Отсутствие комплексных мер полной реабилитации наркозависимых лиц.
12. Отсутствие навыков практической работы у сотрудников правоохранительных органов.
13. Нарушение требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок закрепления фактов изъятия наркотиков и несвоевременное оформление административных дел, в результате чего, виновные лица остаются безнаказанными.
Возможности Угрозы
1. Укрепление сотрудничества государственных институтов с гражданским обществом. 2. Совершенствование действующего законодательства в сфере по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. 3. Снижение уровня наркопреступности в обществе посредством профилактики, в том числе в качестве предупредительной меры посредством привлечения к административной ответственности. 4. Снижение количества несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. 5. Развитие культурного потенциала страны, формирование отрицательного отношения к приему психо – активных веществ. 1. Недостаточное укрепление границ. 2. Увеличение уровня «теневого наркобизнеса». 3. Увеличение фактов совершения повторных преступлений среди лиц, привлеченных к административной ответственности, за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. 4. Увеличение количества осужденных, с диагнозом наркомания, к лишению свободы, вследствие низкого уровня их трудоустройства и ресоциализации. 5. Активизация действий международных преступных сообществ по использованию территории Казахстана в целях наркотрафика и усиление криминальных процессов, связанных с наркотизацией населения.

Обзор позитивного зарубежного опыта.
В настоящее время особый интерес проявляется к изучению практического опыта зарубежных стран.
С этой целью проанализирован опыт таких стран как Германия, Китай, Малайзия, США, Чехия.
Чехия. В Чешской Республике лечение наркомании осуществляется преимущественно в государственных и неправительственных организациях, в меньшей степени – в частных учреждениях. Эти организации предоставляют три основные услуги по лечению: детоксикация, амбулаторное лечение и институциональная помощь. Стационарное лечение может быть краткосрочным (4 – 8 недель); среднесрочным (3 – 6 месяцев) и долгосрочным (7 и более месяцев).
В Чехии разрешено применение заместительной терапии. В 2008 году было зарегистрировано 40 специализированных центров заместительной терапии, из которых 7 центров было зарегистрировано в тюрьмах.
С 2000 года применялись два агента замены: метадон и бупренорфин. С 2008 года введен подъязычный препарат, который содержит бупренорфин и налоксон.
По данным на 2008 год, около 5000 человек проходили заместительную терапию, 700 из которых принимали метадон и примерно 4200 – 4500 бупренорфин.
По данным на 2008 год, в общей сложности лечение проходили около 8000 наркозависимых, из них около 4000 человек обратились за лечением в первый раз. При этом 48% всех пациентов, проходивших лечение, в возрасте младше 25 лет.
Профилактическую деятельность в Чешской Республике координирует министерство образования, осуществляется она в основном школами и неправительственными организациями. С 2007 года профилактика наркомании введена в школьную программу. На уровне министерства разработана минимальная превентивная программа, которая содержит рекомендации для школ.
Польша. По мнению международных экспертов, Польша является одной из главных транзитных стран на пути афганского героина в Европу и основным производителем амфетаминов на международном рынке.
Большая часть наркозависимого населения Польши в возрасте 15-24 лет.
Институциональные основы противодействия наркомании изложены в «Законе о противодействии наркомании» от 29 июля 2005 года и Национальной программе по противодействию наркомании на 2011-2016 годы. Основной целью программы является снижение употребления наркотиков и более эффективное решение связанных с ними социальных и медицинских проблем. Программа охватывает пять основных областей: предупреждение наркомании; лечение, реабилитация, снижение вреда и социальная реинтеграция; сокращение предложения; международное сотрудничество; исследования и мониторинг.
Медикаментозное лечение наркозависимости в Польше включает амбулаторное и стационарное лечение и детоксикацию.
Амбулаторное лечение обеспечивается через сеть наркологических центров консультирования и консультационных центров психического здоровья, расположенных в крупных городах. Детоксикация проводится в палатах детоксикации. Амбулаторное и стационарное лечение наркозависимых осуществляется неправительственными организациями, государственными службами и частными организациями. Детоксикация обеспечивается в основном государственными службами, а также частными клиниками.
Из всех стран Восточной и Центральный Европы Польша имеет одну из самых давних традиций терапевтических сообществ, направленных на реабилитацию и длительное воздержание наркозависимых. Направление получило название «Молодежь против наркотиков» (МОНАР). Это послужило фундаментом для создания всей системы помощи, основанной на идеи терапевтических сообществ. В настоящее время МОНАР реализует более 160 программ различного типа, ассоциация ежегодно обслуживает более 75 тысяч людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Лечебная программа МОНАР включает семь этапов; клиенты, как правило, проходят все этапы за 12 – 16 месяцев. В основу работы положена комплексная программа, включающая трудообучение, индивидуальную и групповую психотерапию, осуществление культурных и этических программ, регулярные занятия физкультурой, полное воздержание от алкоголя и других психоактивных субстанций, постреабилитационную поддержку окончивших курс реабилитации граждан. Программа не включает элементы религиозного и мистического воздействия, а также различные методы манипулирования сознанием пациентов.
В Польше за мелкое правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа, ограничения свободы или лишения свободы на срок до одного года. При этом суд может обязать наркомана лечиться. Торговля наркотиками наказывается штрафом и лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет. Несмотря на то, что лечение в Польше носит добровольный характер, подростки до 18 лет обязуются судом пройти курс лечения.
Согласно законодательству в Польше каждое образовательное учреждение должно иметь свою программу профилактики наркомании, которая создается в ответ на конкретную ситуацию. Разработкой программы, по законодательству, должны заниматься учителя в сотрудничестве с родителями. В связи с чем, весьма популярны информационные кампании «Ближе к семье, дальше от наркотиков», целевой группой которых являются родители и дети переходного возраста (с особым акцентом на позицию «отец - сын»). Общей целью информационных кампаний является усиление значения позитивной коммуникации в семье как защитного фактора до принятия наркотиков и в профилактике зависимости от наркотиков. Инструментами коммуникации могут быть телевидение, радио, интернет, кинотеатры, печатные издания (брошюры, плакаты и так далее), популяризация действия антинаркотического телефона доверия и интернет-консультации.
Проведение данных кампании предоставляет возможность участвующим учреждениям укрепить свой потенциал в борьбе с наркотиками и проблемами, связанными с ними, и увеличить свою возможность управления информацией в данной области.
Китай. Важнейшее направление антинаркотической политики КНР – лечение и спасение наркоманов.
В Китае на июнь 2010 года было зарегистрировано 1,437 млн.наркоманов. Около 1,05 млн. зарегистрированных наркоманов употребляют такие наркотики как опиум, морфий, героин и кокаин. На их долю приходится 72,7% общего количества имеющихся в стране наркоманов.
При лечении наркозависимых в КНР применяется комплексный подход, подразумевающий, с одной стороны, принудительное лечение в наркологических диспансерах, а с другой – оказание общественными структурами помощи желающим излечиться от вредного пристрастия.
Тех, кто, пройдя курс принудительного лечения, по выходе из диспансера опять взялся за потребление наркотиков, как правило, отправляют в исправительно-трудовые учреждения, подведомственные правоисполнительным структурам, где, наряду с участием в труде, наркоманов–рецидивистов лечат в принудительном порядке. В отношении тех наркозависимых, которым в силу каких–то причин противопоказано пребывание в наркологических диспансерах, прибегают к лечению в домашних условиях под опекой родных и под надзором местного отделения милиции, причем устанавливается срок, в течение которого наркопотребитель должен излечиться. Помимо этого, в некоторых районах медицинские учреждения создали специальные курсы, на которые принимаются лица, добровольно желающие излечиться от пристрастия к наркотикам. В некоторых районах общественные организации берут шефство и помогают наркозависимым отказаться от наркотиков.
Малайзия. Малайзия ведет жесткую политику по борьбе с распространением и употреблением наркотиков.
В 1975 году в Малайзии был принят закон, предусматривающий казнь через повешение за контрабанду и хранение наркотиков. В 1983 году область применения закона была значительно расширена. За хранение более 15 граммов героина или 200 граммов марихуаны, а также за ввоз в страну сильнодействующих наркотических веществ полагается исключительная мера наказания – смертная казнь, вне зависимости от гражданства преступника.
В рамках общенациональной кампании борьбы с наркоманией с сентября 2005 года введена практика прохождения малайзийскими студентами теста на употребление наркотиков.
Принято решение об оснащении ночных клубов и дискотек центральной Малайзии новейшими детекторными устройствами, способными выявить наркоманов среди посетителей заведений. Способ работы детекторной аппаратуры основывается на сканировании сетчатки глаз посетителей, в отношении которых возникают подозрения в склонности к употреблению наркотиков. Данная инициатива малайзийских властей не имеет аналогов в Азии.
Биосканеры, считывающие информацию с сетчатки глаз школьников, установлены во многих средних школах Малайзии для выявления наркоманов среди учеников. Биосканер способен не только зафиксировать факт употребления наркотиков, но и распознать его вид. Соответствующая информация выводится на экран и может быть распечатана. Школьники, получившие положительное заключение аппарата, направляются для сдачи анализов мочи в лабораторных условиях. Выявленные наркоманы не передаются представителям правоохранительных органов, а направляются на специальные курсы по лечению и реабилитации школьников, страдающих от наркотической зависимости.
Власти северо-западного малайзийского штата Кедах (Kedah) ввели и успешно применяют на практике собственную уникальную систему борьбы с оборотом наркотических веществ. Согласно действующему таможенному законодательству, любой гражданин, сообщивший о ставшем ему известным факте нелегального провоза через границу наркотиков, получает в качестве компенсации 50% «рыночной» стоимости конфискованных препаратов.
США. В Соединенных Штатах наркосуды стали альтернативным способом вынесения наказаний и предназначены специально для работы с лицами, допустившими незначительные правонарушения, связанные с наркотиками. Наркосуды обеспечивают наиболее всесторонний и эффективный контроль над преступниками, употребляющими наркотики. В качестве альтернативы тюремному заключению они предлагают лицам, совершившим правонарушения, связанные с наркотиками, возможность эффективного лечения, тестирования на употребление наркотиков, общественного наблюдения за ними, а также структурированного мониторинга.
На слушаниях по делам, связанным с ненасильственными преступлениями, предположительно на почве наркомании, помимо традиционных участников суда, присутствует так называемый «консультант» (assessor), не являющийся врачом, но имеющий лицензию на право оценивать готовность подсудимого к участию в программе лечения и последующей интеграции в общество.
Одной из доказавших свою эффективность применения по профилактике мерой в США является скрининг – кратковременная интервенция и отсылка к лечению (SBIRT).
Это программа профилактики и лечения, применяемая в учреждениях здравоохранения для выявления и оказания помощи лицам, испытывающим проблемы с наркотиками. Реализуется в госпиталях, больницах и университетских кампусах по всей стране.
Большая часть лиц, проблема зависимости у которых уже вышла на уровень, поддающийся диагностике, остается неизвестной для медиков. Эти люди зачастую не осознают степень развития своей проблемы зависимости и не обращаются за лечением. Медицинское сообщество, совместно с правительством США разработало данную программу. Если проблема обнаруживается, квалифицированный медик немедленно проводит кратковременную интервенцию.
В США и других странах, с учетом положительных результатов активно внедряется программа «Дети против наркотиков и преступлений» (DARE).
Программа представляет собой серию обучающих уроков, проводимых полицейскими для детей различных возрастов (начиная с 5–6–летнего возраста) с целью выработки навыков противостояния давлению со стороны одноклассников, пропаганды жизни, свободной от наркотиков и насилия, а также решения психологических проблем, приводящих к суицидам.
Учебный курс вобрал в себя результаты исследований, которые на протяжении 20 лет проводились в рамках проекта Стратегии противодействия наркомании (DRS) и были направлены на выявление причин, вследствие которых молодежь употребляет наркотики.
В рамках международного сотрудничества Посольство США в Казахстане в 2010 году вышло с предложением о внедрении данной школьной программы «Дети против наркотиков и преступлений» DARE в учебных заведениях республики и приступило к его внедрению на базе учебных заведений города Астана. По итогам проведенных обучающих тренингов подготовлено 27 школьных инспекторов ИДН ДВД города Астана. Указанная программа поддержана руководством двух министерств образования и внутренних дел и в рамках дальнейшего сотрудничества будет внедрена в рамках программ по профилактике наркомании среди школьников.
Интересен опыт США по профилактике употребления алкоголя и наркотиков посредством развития семейных навыков (далее – программа FAST). Программа FAST была разработана доктором Линн МакДональд, профессором исследований по социальной работе Университета Мидлсекса, и основана на социо-экологической теории детского развития. Программа FAST включает универсальный и практический восьминедельный учебный план для построения отношений между родителями и детьми, родителями и школой, а также между родителями и местным сообществом.
После успешного завершения программы родители продолжают встречаться каждый месяц. Это поддерживает отношения и пользу от участия в восьми еженедельных занятиях.
Анализ эффективности данной программы позволил начать внедрение программы FAST в 2010 году в городах Шымкент и Павлодар при поддержке УНП ООН в качестве пилотного проекта при поддержке министерства образования и науки. Всего в 2010 году данной программой было охвачено 50 семей в рамках пилотного проекта, который начал свою реализацию в городах Павлодар и Шымкент.
Германия. Антинаркотическая политика Германии носит комплексный характер и включает профилактику, консультирование и лечение, снижение вреда и сокращение предложения. Профилактические мероприятия в основном ориентированы на школьную среду.
Среди инновационных проектов по предотвращению наркомании–Интернет–консультации, консультации по телефону и проекты, специально ориентированные на этнические меньшинства.
Согласно законодательству Германии, несанкционированное хранение наркотиков является уголовным преступлением. Если потребление наркотиков не связано с их продажей и не обременено отягчающими обстоятельствами, органы правопорядка часто не склонны начинать уголовное преследование и по итогам приговаривать вовлеченное лицо к тюремному заключению, отдавая предпочтение мерам административного, медицинского и общественного характера.
Согласно немецкому законодательству, лица, совершившие нетяжкие преступления (кража, вандализм и др.) в состоянии наркотического опьянения, могут избежать уголовного наказания в случае добровольного прохождения лечения от наркозависимости.
Данная норма действует только в том случае, если ожидаемый тюремный срок за совершенное преступление – менее двух лет.
Литва. Интересен опыт правоохранительных органов Литвы о новой уголовно–правовой мере воздействия, введенной в Уголовный Кодекс страны в прошлом году – расширенной конфискации имущества. В контексте действующего законодательства эта мера применяется к имуществу или части имущества виновного, которое является непропорциональным законным доходам виновного, если имеется основание полагать, что имущество получено преступным путем.
В данном случае преступным деянием является:
1) легализация добытых преступным путем денег или имущества;
2) незаконное обогащение;
3) приобретение или сбыт добытого преступным путем имущества.
Наказание несет тот, кто на праве собственности владел имуществом стоимостью свыше 500 МРП, если при этом знал или должен был и мог знать, что это имущество не могло быть приобретено на законные доходы.
В законе имеется оговорка, что лицо, получившее имущество от третьих лиц, освобождается от уголовной ответственности за незаконное обогащение, если до вручения уведомления о подозрении, оно сообщило об этом в правоохранительные органы и активно с ними сотрудничало при установлении происхождения данного имущества.
За предусмотренные этой мерой деяния ответственность несет и юридическое лицо.
Расширенная конфискация имущества применяется к лицам признанным виновными в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, от которого он получил или мог получить имущественную выгоду. Также применяется в случае, когда виновный владеет имуществом, приобретенным при совершении запрещенного законом деяния, после его совершения или в течение пяти лет до его совершения, стоимость которого не соответствует законным его доходам, и эта разница превышает сумму в размере 250 прожиточных минимумов, либо виновный в течение указанного в настоящем пункте периода уступил такое имущество другим лицам и в ходе уголовного процесса виновный не обосновал законности приобретения данного имущества.
Латвия. Необходимо отметить, что также заслуживает внимания опыт Латвии, где с 2005 года вступил в силу новый уголовно–процессуальный закон. Согласно данному закону суд вправе наложить арест на имущество обвиняемого по уголовному делу и выделить дело в отдельное производство в отношении его имущества.
Учитывая актуальность данной проблемы для Республики Казахстан полагали бы необходимым, предусмотреть расширенную конфискацию имущества, как дополнительную норму воздействия, в рамках внесения изменений и дополнений в Уголовно–процессуальное законодательство.
Результаты анализа опыта зарубежных стран позволили выявить следующие меры, которые могут оказать положительное влияние на работу по борьбе с наркоманией и наркобизнесом:
1) предусмотреть расширенную конфискацию имущества, как дополнительную норму воздействия, в рамках внесения изменений и дополнений в Уголовно-процессуальное законодательство республики;
2) внедрение школьной программы «Дети против наркотиков и преступлений» DARE в учебных заведениях республики;
3) расширение мероприятий по профилактике употребления алкоголя и наркотиков посредством развития семейных навыков, внедрение программы FAST;
4) организация информационных кампаний по принципу «Ближе к семье, дальше от наркотиков», целевой группой которых должны стать родители и дети переходного возраста (с особым акцентом на позицию «отец - сын»).
Внедрение данных программ должно быть адаптировано с учетом существующего законодательства страны;
5) применение комплексного подхода реабилитации наркозависимых лиц, совершивших нетяжкие преступления (кража, вандализм и др.) в состоянии наркотического опьянения, предоставив возможность избежать уголовного наказания в случае добровольного прохождения лечения от наркозависимости;
6) оснащение ночных клубов и дискотек новейшими детекторными устройствами, способными выявить наркоманов среди посетителей заведений.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов
реализации Программы

1. Цель Программы
Цель – совершенствование формируемой системы государственного и общественного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков в Республике Казахстан.
В рамках данной цели на основе оценки развития наркоситуации, анализа состояния прокурорского надзора за расследованием преступлений, обобщения судебной практики по рассмотрению уголовных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков будут внесены предложения по совершенствованию системы противодействия наркомании и наркобизнесу в стране.

2. Целевые индикаторы

Целевой индикатор Источник информа- ции ед. изм. в плановом периоде
2010 год (от- чет) 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Снижение уровня заболеваемости населения наркоманией РНПЦ МЗ РК Кол–во чел – к на 100000 населения 292,6 289,3 283,8 278,1 272,6 267,1 261,6
Снижение количества лиц, употребляющих наркотики: РНПЦ МЗ РК % к прошлому году 7,3 9,24 10,78 12,32 13,86 15,4 16,94
из них снижение доли:
женщин 9,2 7,7 6,5 5,3 4,1 2,9 2,0
несовершеннолет- них 9,2 3,1 5,0 2,9 2,8 2,7 2,7
Увеличение количества лиц, привлеченных к административной ответственности Отчет- ность КПСУ % 12,9 26,9 25,9 21,3 25,3 25,7 26,1
Снижение доли наркопреступле- ний от числа зарегистрирован- ных общеуголовных преступлений Отчет- ность КПСиСУ % 9,1   2,1 2,0 1,96 1,8 1,7
Увеличение количества выявляемых фактов контрабанды наркотиков отчет- ность КПСиСУ % – 11,4 14,5 16,3 18,1 19,9 21,7

3. Задачи и показатели результатов Программы
В реализации поставленной цели и предусмотренных целевых индикаторов определены следующие задачи и показатели результатов:
1. Совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц.
Для реализации данной задачи предусматриваются следующие показатели результатов:

Показатель результата Источ- ник инфор- мации ед. изм.   в отчетном периоде в плановом периоде
2010 год (от- чет) 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год
Доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы по профилактике наркомании и поведенческих болезней от определенного количества школ (3291) РНПЦ МЗ РК МОН % 14,1          
Количество лиц, с диагнозом наркомания, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии, у которых составляет 2 и более лет РНПЦ МЗ РК % 7,6 8,1 9,1 10,6 12,1 13,6  
Доля преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения от общего количества преступлений отчет- ность КПСиСУ % 0,5 0,6 0,5 0,4 0,3 0,27 0,25

Мероприятия по профилактике наркомании направлены на все категории населения, в первую очередь на детей, подростков и молодежь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц групп повышенного риска.
При проведении профилактики будет отдаваться предпочтение профессионально разработанным программам и мероприятиям, направленным на лиц из групп повышенного риска, обучению детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков.
В рамках данной задачи, с учетом проведенного анализа, необходимо добиться качественной организации на постоянной основе бесплатного посещения спортивных секций детьми и подростками, с девиантным поведением, состоящих на учете в органах внутренних дел, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся в социальных приютах.
В формировании и повышении системы профилактики немедицинского потребления наркотиков будут участвовать все органы государственной власти, органы образования, различные организации, включая государственные, общественные и религиозные объединения, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно–просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.
В целях совершенствования профилактики наркомании в рамках реализации пунктов плана мероприятий Программы заинтересованными государственными органами и соисполнителями, указанными в разделе «Ответственные за исполнение», а именно МВД, ГП, МТС, МКИ, КНБ, МОН, МЗ, КУИС МВД РК, акиматы областей, городов Астана, Алмата, НКО будут приниматься следующие меры:
1) организация просветительской работы и антинаркотической пропаганды для различных целевых групп населения Республики Казахстан;
2) развитие сети социальной рекламы, направленной на воспитание негативного отношения к потреблению наркотических средств и пропаганду здорового образа жизни;
3) контроль за тем, чтобы через рекламу, СМИ, печатную продукцию, произведения культуры и искусства не пропагандировались ценности и качества, приводящие к рискованному поведению и развитию зависимостей;
4) организация всесторонней (материально–технической, финансовой, организационной, правовой и др.) государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, занимающихся всеми видами профилактики наркомании;
5) изучение и внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов профилактической работ, результатов научных исследований в сфере профилактики наркомании;
6) системы мониторинга распространения наркомании;
7) создание единой доступной для всех заинтересованных лиц и организаций информационной базы методик, организаций и специалистов, занимающихся лечением и профилактикой наркомании;
8) организация доступной сети информационно–консультационных пунктов, центров медицинской, психологической, социальной диагностики, направленной на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потребле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: