I.2.2. 1. Синергический эффект

Фирма является эффективным институтом разделения труда и объединения ресурсовс целью обеспечения их трансформации в продукт. Ресурсы, которые использует и комбинирует фирма, могут быть подразделены на три группы:

Общие ресурсы. Их результативность мало зависит от того, какой именно владелец предоставил их фирме и с каким конкретно контрагентом фирма вступает во взаимодействие. Поэтому трансакционные издержки приобретения услуг данного вида ресурсов на рынке невысоки и в зависимости от обстоятельств фирма может легко переключаться с внутрифирменного потребления услуг данного ресурса на покупку услуг на рынке.

Особенные, специфические ресурсы. Эти ресурсы приспособлены для выполнения операций, на которых специализируется фирма, в большей степени, чем для выполнения других видов работ. Поэтому доступность услуг данного ресурса на рынке ограничена и приобретение услуг данных ресурсов связано с высокими трансакционными издержками.

Интерспецифические ресурсы. Их результативное использование


возможно только при выполнении работ, на которых специализируется фирма. Во всех других взаимодействиях их использование не дает сравнимого по величине эффекта. Поэтому покупка услуг данного вида ресурсов на рынке требует очень высоких трансакционных издержек.

Устойчивость фирмы и экономическая эффективность использования ресурсов обеспечивается оригинальной комбинацией общих, специфических и интерспецифических ресурсов. Комбинация ресурсов дает эффект больший, чем простая сумма предельных продуктов каждого из привлекаемых ресурсов. На единицу ресурса производится продукта больше, чем до кооперации. Данное явление носит название эффекта кооперации или синергетического эффекта.

Объем привлечения каждого вида ресурсов возрастает, пока результативность использования ресурсов в рамках фирмы выше, чем в других фирмах или при покупке их услуг через рынок. Одновременно объединение ресурсов на основе внутрифирменной координации сохраняется до тех пор, пока обеспечивает каждому из владельцев ресурсов полезность, не меньшую, чем полезность дохода от продажи их услуг на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: