I. 4.1. Виды и структура рынков

Рынки представляют систему взаимодействия продавцов и покупателей товаров, которые, по мнению покупателей, являются близкими заменителями в процессе потребления. Оценку степени взаимозаменяемости товаров можно получить, используя показатель перекрестной эластичности спроса по ценам товаров. Если все блага представить как цепь заменителей, то в этой цепи появятся разрывы, соответствующие резким изменениям значений коэффициентов перекрестной эластичности смежных товаров. Эти участки обозначают границы единичных товарных рынков, а заключенные между ними участки цепи образуют единичные товарные рынки. Таким образом, рынок включает однородный товар, либо группу благ, являющихся хорошими заменителями хотя бы одного товара из группы.


Подход с использованием эластичности объясняет наличие территориальных границ рынка. В данном случае определяется перекрестная эластичность спроса на товар на данной территории в зависимости от изменения его цены на территориально удаленном участке. Незначительная величина коэффициента эластичности показывает, что рассматриваемая территория уже не принадлежит данному рынку.

Таким образом, на рынке представлены товары, выполняющие сходную функцию в процессе потребления, и сопоставимые для потребителей по ценовым и другим важным для них параметрам.

Важной характеристикой рынка является конкуренция. Наличие конкуренции в рыночной экономике предопределено распределением ограниченных ресурсов между значительно более широким кругом потребностей, которые должны быть удовлетворены. В экономике в целом конкуренция обеспечивает удовлетворение наиболее настоятельных потребностей путем перемещения ресурсов из производств с низкими прибылями в производства отраслей, где могут быть получены относительно более высокие прибыли.

Применительно к отдельным рынкам в современной экономической теории конкуренция является характеристикой их структуры. Количество продавцов и покупателей, присутствующих на различных рынках, существенно различается. Можно определить шесть наиболее важных типов рынков продавцов. Классификация базируется на вариациях двух параметров: численности про­давцов и однородностью или дифференцированностью продукции.

Табл.1.

Основные типы и структуры рынка продавца.

Характеристика товара Количество продавцов
Один Несколько Много
Однородные, стандартизиро-ванные товары Чистая монополия Гомогенная олигополия Чистая конкуренция
Дифференци-рованные товары Чистая мно-гопродуктовая монополия Олигополия с дифференциа-цией продукции Монополистичес-кая конкуренция

К подгруппе рынков чистой конкуренции относятся рынки однородного продукта, на которых число фирм, продающих этот продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самосто­ятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема про­даж. Цена на таком рынке определяется соотношением рыночного спроса и предложения и не может сознательно контролиро-


ваться отдельным продавцом.

Чистые монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты обладают монопольной властью на рынке. Монопольная власть состоит в возможности продавца использовать законы рынка в своих интересах и обеспечивать себе контроль над ценами, или объемами продаж на рынке. В этот перечень могут входить другие характеристиками продукта. Например, качество товара, срок службы и т.д.

К указанным структурам рынка следует добавить рынок, где наблюдается монопольное положение предпринимателя в качестве покупателя. Образуется рынок, называемый монопсоническим. Особый вариант представляет рынок, на котором представлен один покупатель (монопсония) и один продавец (монополия) – т.н. двусторонняя монополия. В этом случае рыночное равновесие не имеет однозначности. Цена, объем прибыли контрагентов и объем торговли могут изменяться в широких пределах. Их величина зависит от сравнительной переговорной силы сторон.

Понятие конкуренции включает сознательную борьбу за влияние и контроль рынка. Для обозначения этой стороны конкуренции в литературе применяют термин «соперничество». Смысл соперничества – борьба за лиди­рующее положение. Соперничество осуществляется на ценовой и неценовой основе.

Табл.2.

Характеристика рынков по интенсивности соперничества

Тип рынка Степень однородности товара Наличие соперничества Привлекательность входа на рынок и наличие барьеров
Совершенная конкуренция Однороден Отсутствует Барьеры отсутствуют
Монополисти-ческая конкуренция Дифференцирован Низкий уровень со стороны продавцов Привлекателен в краткосрочном периоде, барьеры легко преодолимы
Олигополия Однороден или дифференцирован Острое со стороны продавцов Высокая привлекательность и сдерживаемый вход
Монополия Однороден или дифференцирован Отсутствует со стороны продавцов Вход блокирован
Монопсони-ческий Однороден или дифференцирован Отсутствует со стороны покупателей Вход блокирован
Двусторонняя монополия Однороден или дифференцирован Отсутствует со стороны продавцов и покупателей Вход блокирован для продавцов и покупателей

В соответствии с двойственностью содержания конкуренции на рынке


возможны различные ситуации, распределяющиеся в диапазоне от активного соперничества предпринимателей в условиях отсутствия чистой конкуренции и до приближения к чистой кон­куренции или монополии без соперничества.

Таким образом, на структуру рынка и силу соперничества оказывают влияние:

– количество продавцов и покупателей;

– размер фирмы относительно объема рынка;

– степень однородности товаров;

– мобильность используемых ресурсов;

– наличие или отсутствие барьеров для входа и выхода фирм;

– полнота и доступность информации о настоящих и будущих условиях рынка.

В практике имеют место случаи изменения структуры рыночных связей с одного типа на другой в ходе осуществления взаимодействий экономических агентов. Для курса теории отраслевых рынков полезно познакомиться со случаем так называемой фундаментальной трансформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: