Рынки представляют систему взаимодействия продавцов и покупателей товаров, которые, по мнению покупателей, являются близкими заменителями в процессе потребления. Оценку степени взаимозаменяемости товаров можно получить, используя показатель перекрестной эластичности спроса по ценам товаров. Если все блага представить как цепь заменителей, то в этой цепи появятся разрывы, соответствующие резким изменениям значений коэффициентов перекрестной эластичности смежных товаров. Эти участки обозначают границы единичных товарных рынков, а заключенные между ними участки цепи образуют единичные товарные рынки. Таким образом, рынок включает однородный товар, либо группу благ, являющихся хорошими заменителями хотя бы одного товара из группы.
Подход с использованием эластичности объясняет наличие территориальных границ рынка. В данном случае определяется перекрестная эластичность спроса на товар на данной территории в зависимости от изменения его цены на территориально удаленном участке. Незначительная величина коэффициента эластичности показывает, что рассматриваемая территория уже не принадлежит данному рынку.
|
|
Таким образом, на рынке представлены товары, выполняющие сходную функцию в процессе потребления, и сопоставимые для потребителей по ценовым и другим важным для них параметрам.
Важной характеристикой рынка является конкуренция. Наличие конкуренции в рыночной экономике предопределено распределением ограниченных ресурсов между значительно более широким кругом потребностей, которые должны быть удовлетворены. В экономике в целом конкуренция обеспечивает удовлетворение наиболее настоятельных потребностей путем перемещения ресурсов из производств с низкими прибылями в производства отраслей, где могут быть получены относительно более высокие прибыли.
Применительно к отдельным рынкам в современной экономической теории конкуренция является характеристикой их структуры. Количество продавцов и покупателей, присутствующих на различных рынках, существенно различается. Можно определить шесть наиболее важных типов рынков продавцов. Классификация базируется на вариациях двух параметров: численности продавцов и однородностью или дифференцированностью продукции.
Табл.1.
Основные типы и структуры рынка продавца.
Характеристика товара | Количество продавцов | ||
Один | Несколько | Много | |
Однородные, стандартизиро-ванные товары | Чистая монополия | Гомогенная олигополия | Чистая конкуренция |
Дифференци-рованные товары | Чистая мно-гопродуктовая монополия | Олигополия с дифференциа-цией продукции | Монополистичес-кая конкуренция |
К подгруппе рынков чистой конкуренции относятся рынки однородного продукта, на которых число фирм, продающих этот продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Цена на таком рынке определяется соотношением рыночного спроса и предложения и не может сознательно контролиро-
|
|
ваться отдельным продавцом.
Чистые монополисты, олигополисты и монополистические конкуренты обладают монопольной властью на рынке. Монопольная власть состоит в возможности продавца использовать законы рынка в своих интересах и обеспечивать себе контроль над ценами, или объемами продаж на рынке. В этот перечень могут входить другие характеристиками продукта. Например, качество товара, срок службы и т.д.
К указанным структурам рынка следует добавить рынок, где наблюдается монопольное положение предпринимателя в качестве покупателя. Образуется рынок, называемый монопсоническим. Особый вариант представляет рынок, на котором представлен один покупатель (монопсония) и один продавец (монополия) – т.н. двусторонняя монополия. В этом случае рыночное равновесие не имеет однозначности. Цена, объем прибыли контрагентов и объем торговли могут изменяться в широких пределах. Их величина зависит от сравнительной переговорной силы сторон.
Понятие конкуренции включает сознательную борьбу за влияние и контроль рынка. Для обозначения этой стороны конкуренции в литературе применяют термин «соперничество». Смысл соперничества – борьба за лидирующее положение. Соперничество осуществляется на ценовой и неценовой основе.
Табл.2.
Характеристика рынков по интенсивности соперничества
Тип рынка | Степень однородности товара | Наличие соперничества | Привлекательность входа на рынок и наличие барьеров |
Совершенная конкуренция | Однороден | Отсутствует | Барьеры отсутствуют |
Монополисти-ческая конкуренция | Дифференцирован | Низкий уровень со стороны продавцов | Привлекателен в краткосрочном периоде, барьеры легко преодолимы |
Олигополия | Однороден или дифференцирован | Острое со стороны продавцов | Высокая привлекательность и сдерживаемый вход |
Монополия | Однороден или дифференцирован | Отсутствует со стороны продавцов | Вход блокирован |
Монопсони-ческий | Однороден или дифференцирован | Отсутствует со стороны покупателей | Вход блокирован |
Двусторонняя монополия | Однороден или дифференцирован | Отсутствует со стороны продавцов и покупателей | Вход блокирован для продавцов и покупателей |
В соответствии с двойственностью содержания конкуренции на рынке
возможны различные ситуации, распределяющиеся в диапазоне от активного соперничества предпринимателей в условиях отсутствия чистой конкуренции и до приближения к чистой конкуренции или монополии без соперничества.
Таким образом, на структуру рынка и силу соперничества оказывают влияние:
– количество продавцов и покупателей;
– размер фирмы относительно объема рынка;
– степень однородности товаров;
– мобильность используемых ресурсов;
– наличие или отсутствие барьеров для входа и выхода фирм;
– полнота и доступность информации о настоящих и будущих условиях рынка.
В практике имеют место случаи изменения структуры рыночных связей с одного типа на другой в ходе осуществления взаимодействий экономических агентов. Для курса теории отраслевых рынков полезно познакомиться со случаем так называемой фундаментальной трансформации.