I.2.2.2. Эффект масштаба

На размер фирмы влияет экономия от масштаба или сферы деятельности. Больший объем производства позволяют использовать более эффективные технологии и допускают большую специализацию работников. Удель­ные издержки снижаются. Экономии от масштаба возникает также в связи с экономией резервов. Фирма, обслуживающая несколько рынков сталкивается с меньшей неопределенностью, чем не­сколько отдельных фирм, обслуживающих эти рынки независимо, и, следова­тельно, может сэкономить на дорогостоящих инвестициях в пиковые мощности.

Эко­номия от масштаба способствует соединению видов деятельности. Соединение разных видов деятельности позволяет более эффективно использовать подразделения, обслуживающие производство: аудит, маркетинг, служба персонала, финансы, распре­деление, материальное обеспечение, исследования и разработки и т. д. Это сокращает удельные затраты на выполнение функций. Группировка структурных подразделений фирм по их функциям и использование экономии от масштаба распространилось в конце XIX в., когда крупные многофункциональные фирмы имели унитарную U-форму организации.

Формализованно экономия от масштаба или сферы деятельности может быть записана следующим образом:


14

, где

qi – вектор производства продукции номенклатурной группы i-го вида: q = (q1, …, qm);

С(qi) – общие затраты на производство и продажу i-го вида номенклатурной группы продукции.

n – общее количество номенклатурных групп производимой и продаваемой продукции.

Экономия от масштаба имеет пре­делы, поэтому размеры фирмы остаются ограниченными. Предел размера фирмы порожден тем, что функции предельных и средних издержек начинают возрастать после достижения определенных объемов выпуска.

Замечание. Наличие синергетического эффекта и экономии от масштаба или сферы деятельности само по себе не достаточно для объяснения причины существования и размера фирмы. Решающим фактором продолжают оставаться преимущества внутрифирменного способа координации в трансакционных издержках.

Необходимо отметить, что внутрифирменная координация имеет не только положительные стороны, но содержит и отрицательно влияющие факторы, воздействие которых по мере роста размера фирмы усиливается. Наиболее важным среди таких факторов является наличие внутри фирмы более слабых по сравнению с рыночной координацией стимулов повышения результативности использования ресурсов. Собственники ресурсов, передавая часть своих полномочий по их использованию центральному агенту, становятся значительно менее заинтересованными и зависимыми от уровня организации использования ресурсов. Высокая степень концентрации власти у центрального агента может отрицательно сказываться на инвестициях в развитие и совершенствование активов со стороны других участников. Следовательно, границы фирмы корректируются под воздействием потерь от ослабления стимулов использования ресурсов.

Таким образом, фирма является организационной формой выполнения предпринимательских функций, осуществление которых обеспечивает владельцам ресурсов, предоставленных фирме, получение прибыли или дохода по величине не меньшего, чем в альтернативных вариантах их использования. Основными характеристиками, определяющими необходимость фирмы, являются: преимущества административно-командного механизма координации и экономия трансакционных издержек; сложность сети контрактов долговременных деловых взаимоотношений владельцев


ресурсов; получение синергетического эффекта и экономии от масштаба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: