Введение

Www.jainworld.com

© П.К. Шах, Джайнский учебный центр Северной Каролины.

© Jainworld Foundation.

© Г.В. Гарин, перевод, 2005.

При воспроизведении в любой форме ссылка на Jainworld обязательна.

П.К. ШАХ

АГАМИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЖАЙНИЗМА.

ВВЕДЕНИЕ.

Священные писания джайнизма, известные как агамы, или агама-сутры, были составлены учениками тиртханкары Махавиры на базе проповедей Блаженного. Суть учений, содержащихся в этих текстах, можно выразить достаточно просто: это величайшее почтение ко всем без исключения формам жизни, строгое вегетарианство, аскетизм, сострадание, ненасилие и пацифизм. Первоначально, в течение многих поколений, поскольку джайнские аскеты считали, что обладание даже религиозными книгами может стать причиной развития привязанности, эти писания передавались только в устной форме. Сутры, передававшиеся по памяти, подразделялись на две основные группы:

Анга-агама-сутры:

В эту категорию входят 12 текстов, содержащих проповеди бхагавана Махавиры. Считается, что они были составлены ганадхарами[1] – главными учениками Блаженного[2], обладавшими совершенным знанием природы души, или кевала-джняной[3], вскоре после ухода учителя в нирвану. Двенадцатый текст этой группы, известный как Дриштивада, включает в себя 14 текстов класса Пурва[4].

Ангабахья-агама-сутры:

Ангабахья-агама-сутры содержат подробное толкование текстов класса Анга-агама. Их авторами были монахи, известные как шрута-кевали[5], т.е. те, кто обрёл совершенное знание природы души, изучив 12 Анг. Количество сутр, входящих в эту группу, варьирует в зависимости от традиции: так, дигамбары[6] включают сюда 14 текстов, муртипуджака-шветамбары[7] – 34, а стханакваси и терапантхи[8] – 21. Созданы они были примерно через 150 лет после нирваны Махавиры.

С тех пор, в течение тысячелетий, многими учёными ачарьями было написано множество комментариев на агамическую литературу, а также независимых работ о различных аспектах джайнской философии и религии.

С течением времени в Сангхе[9] появились проблемы с устной передачей всего Канона (включая сюда первоначальные писания, комментарии к ним и независимые работы). Сверх того, ситуацию усугубила и длительная засуха, имевшая место около 350 г. до Р.Х., вызвавшая ужасный голод. Само физическое выживание джайнских монахов в этот период было под большим вопросом, а о сохранении всего Канона в целости в столь экстраординарных обстоятельствах не могло быть и речи. Фактически, именно тогда была утеряна значительная часть Агам.

Как результат, к тому моменту, когда Сангха смягчила обет нестяжательства, позволив монахам владеть религиозными книгами, значительная часть древней канонической литературы, включая сюда и двенадцатую Анга-агаму, известную как Дриштивада и, напомним, включавшую в себя 14 Пурв, была утеряна, прочие же тексты подверглись редактированию.

Наконец, почти через тысячу лет после нирваны Махавиры, уцелевшие к тому времени Агама-сутры и комментарии к ним были записаны на пальмовых листьях (тадпатри).

Джайны, принадлежавшие к традиции шветамбаров, приняли записанные таким образом Агама-сутры (11 Анга-агам и все Ангабахья-сутры) за подлинное слово Махавиры, однако дигамбары отказались признать их: ещё задолго до означенного момента в школе дигамбаров закрепилось мнение, что вся каноническая литература (Анга и Ангабахья-сутры) исчезла после того ужасного голода. С тех пор, вследствие отсутствия, по их мнению, аутентичных Агама-сутр, дигамбары считают своими основными священными текстами Шаткханда-агаму и Кашая-пахуду, а также четыре Ануйоги (включающие около 20 текстов), написанные великими учёными-аскетами в период между 100 и 900 гг. от Р.Х.

Из дошедших до нас сведений известно, что шветамбарские монахи провели в общей сложности три собора, ставивших целью сохранение Канона, комментариев и неканонической литературы. На первом из них вопрос о записи Канона не стоял: вся работа по записи древних текстов, комментариев к ним и прочей литературы была выполнена на втором и третьем соборах.

Хронология соборов:

  Место проведения Дата
  Паталипутра 320 до Р.Х.
  Матхура и Валабхи 380 от Р.Х.
  Валабхи 520 о Р.Х.

В период между 1400 и 1600 годами традиция шветамбаров раскололась на три подсекты, известные ныне как шветамбара-муртипуджака, стханакваси и терапантхи. Между этими тремя течениями существуют некоторые различия в их отношении к вопросу о подлинности и интерпретации записанных Агама-сутр и прочих текстов.

ДЖАЙНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Джайнская литература подразделяется на две основные категории:

Агамическая, или каноническая, литература (Агама-сутры).

В эту группу входит большое число текстов, почитаемых джайнами как священные. Все они написаны на языке ардхамагадхи.

Неагамическая литература.

Неагамическая литература включает в себя комментарии и толкования текстов-агам, а также независимы работы, написанные учёными и аскетами. Эти работы написаны на многих языках: пракритах, санскрите, апабхрамше, древнем маратхи, раджастхани, гуджарати, хинди, каннара, тамильском и, в последнее время, также на английском и немецком.

1. Агамическая литература.

На базе учений Махавиры его ближайшими учениками – ганадхарами, а также более поздними монахами, известными как шрута-кевали, были составлены (в устной форме) тексты, известные как сутры. Все эти сутры и называются Агамами, или Агама-сутрами, и почитаются как священные тексты джайнской религии. Таким образом, в джайнизме не может быть какой-то одной священной книги, подобной Библии или Корану, а есть множество таковых, составленных ганадхарами и шрута-кевали в течение 150 лет после нирваны Махавиры.

Агамическая литература далее подразделяется на две группы: Анга-агамы, или Ангаправиста-агамы, и Ангабахья-агамы (не относимые к категории Анга-агам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: