Постников Сергей Порфирьевич (1883 – 1965)

Родился в 1883 году в г. Архангельске, сын учителя- литератор, библиограф, общественный и политический деятель, член партии эсеров, эмигрант. В 1903 году окончил Архангельскую духовную семинарию, работал учителем. С 1906 года член архангельского комитета партии эсеров. В 1908 году был арестован (а вообще был под арестом три раза), около года содержался в тюрьме. В 1910 - 1911 гг. жил в Баку, издавал нелегальные эсеровские журналы -" Морская волна "," Современник ". С 1911 по 1915 г. учился в московском Коммерческом институте. В 1912 году основал журнал" Заветы ". С 1914 года активно работал в Союзе городов. и газете "Дело народа" (1917-1918): - ежедневная газета, центральный орган ПСР. Выходила в Петрограде с 15 (28) марта 1917 по 14 (27) января 1918 г. Всего вышло свыше 300 номеров. Редактор В.В.Сухомлин. В редакцию входили С.П.Постников, В.М.Чернов, В.М.Зензинов и др. Так же С.П.Постников являлся председателем Литературного совета издательства "Колос".

В 1918 году С.П.Постников входил в Центральный Комитет партии эсэров (социалисты-революционеры), что подтверждается следующим документом: - «ПРОТОКОЛ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОМИССИИ ЦК (без даты) Слушали: Проект смены издательства газеты "Дело народа" на 1 месяц. Постановили: Рассмотреть в следующем заседании постатейно. Слушали: Проект Постникова и Турбы о конструировании финансово-хозяйственной комиссии. Постановили: Рассмотреть в следующем заседании комиссии. Слушали: Об отношении субсидируемых ЦК предприятий к финансово-хозяйственной комиссии. Постановили: Обсудить при рассмотрении проекта конструирования финансово-хозяйственной комиссии. Слушали: О дебиторах иногородних. Постановили:
Предложить предприятиям ЦК представить к следующему заседанию комиссии и список дебиторов, разбив их по следующим признакам: 1. По общественному характеру: а) партийные организации, б) общественные организации, в) коммерческие. 2. По платежеспособности: а) кредитоспособных.»

В 1921 году нелегально эмигрировал в Финляндию, член редколлегии журнала "Революционная Россия" (1921-1927), затем жил в Берлине (1922 - 1923). Редактировал центральный орган заграничной секции эсеров “Революционная Россия”, вел литературный отдел в газете “Голос России”. Систематически публиковал обзоры и рецензии на книги, выходившие в современной России, СССР и в русской эмиграции.

В 1923 Постников стал одним из организаторов, членом библиографической комиссии Комитета русской книги и заведующим библиотекой Русского заграничного исторического архива в Праге, где собрал около 100 тыс. наименований книг и журналов (эмигрантские издания были представлены полностью). В 1924 принял участие в издании и редактировании библиографического указателя “Русская зарубежная книга” с разделами по истории, географии, о революции, гражданской войне.

Примерно в это же время в эмиграции в Праге оказался член АОИРС, журналист и писатель, родной брат основателя Русского заграничного исторического архива в Праге С. П. Постникова - А. П. Постников. В изгнании он написал роман «Беженка», но опубликовать не успел - умер.

С 1923 года работал заведующем отделом печатных изданий РЗИА в Праге. Редактор книг" Русская зарубежная книга т. 1 - 2 (1924, Прага), "Русские в Праге" (1928, Прага) "Библиографии Русской Революции 1917 г. и Гражданской Войны". Участвовал в издании журнала "Воля России" (Прага). Автор критических статей и очерков об СССР (Арктика, пятилетка, Советские субтропики), один из основателей Русского заграничного исторического архива и заведующий его библиотекой, соредактор парижского журнала "Социалист-революционер" (1927-1932). В 1945 году арестован "Смерш",, депортирован в СССР и отправлен в Москву, где Особым Совещанием Н.К.В.Д. за бывшую принадлежность к бывшей партии социалистов-революционеров был осужден на 5 лет заключения в Трудовом Исправительном Лагере.

Причина происшедшего ареста кроется в следующем:

Судьба РЗИА была решена после IIервой Мировой войны, когда правительство Чехословакии в "знак благодарности" за освобождение от германского владычества передало в дар Академии Наук СССР документальное собрание РЗИА (вопрос о передаче книжно-журнального и газетного собрания с самого начала носил неопределенный характер). Постановление было принято 13 июня 1945 года, осенью комиссия начала активную работу по передаче материалов, а в декабре 1945 года была завершена их погрузка. Но как часто бывает при насильственном перемещении крупных собраний, необходимы м специалисты – знатоки, к несчастью таковым оказался С.П.Постников. Именно в этой ситуации подтверждается чекистская поговорка: «был бы человек, а статья найдется». Лев Мегеровский возглавляющий газетный отдел РЗИА успел сбежать в США, двое библиотекарей вместе с С.П.Постниковым были отправлены в сталинские лагеря где и умерли. П.Н.Савицкий, ученый с мировым именем, был так же арестован СМЕРШем, вывезен в СССР и приговорен к 10 годам лагерей за антисоветскую деятельность. Отбывал срок в Мордовии (небезызвестный Дубровлаг). Был освобожден в 1956 г., после чего вернулся в Прагу, где и жил, не имея возможности публиковать свои научные труды, до конца жизни. О пребывании арестованного 30 июня 1945 года С. П. Постникова в лагере Бауцен (Германия) рассказал Николай Андреев: “Сергей Порфирьевич с его огромной седой гривой волос, с бородой и усами казался таким патриархальным, гораздо старше своего возраста; солдаты относились к нему хорошо, называли „папашей“, ему приносили чекистский чай, очень крепкий и сладкий. Постников был настроен мрачно и не предвидел ничего хорошего для русских эмигрантов. „Что меня удивляет, — сказал он, — это сходство теперешних полицейских ухваток с дореволюционными. Но тогда мы хоть знали — за что сидим и на какой срок, а теперь наша судьба нам вообще неизвестна“”. А судьба готовила Сергею Порфирьевичу пять лет заключения в ИТЛ (Дубровлаг МВД СССР). В РГАЛИ (ф. 562, оп. 1, д. 674) хранится письмо Постникова Виктору Шкловскому из лагеря от 22 марта 1946 года. Вероятно, надеясь на помощь известного литератора и своего давнего знакомого, он пишет: “Теперь, почти через 25 лет, волею судеб, я из Праги переселен на Урал, в лагерь. Грехов особенных за мной нет, кроме литературно-критических статей, писанных еще в двадцатые годы. Срок у меня 5 лет, отсидел я 10 месяцев. Во время войны я был горячим патриотом, помогал нашим военнопленным и советским интернированным гражданам посылкой хлеба. Спасал русских и других евреев, чему представил доказательства своему следователю. Около 20 русских эмигрантов-евреев так спасли в Праге. Во время подготовки восстания в Праге я все время был в контакте с чешскими патриотами, а в дни самого восстания я и жена были на баррикадах. При полной возможности я не ушел в зоны американских и английских оккупаций, так как не хотел ничего общего иметь с немцами, туда убежавшими. И вот в результате всего — я в лагере на 5 лет. Но я бодр и не упал духом. Надеюсь на помилование” (цит. по: Встреча с эмиграцией. М.; Париж, 2001. С. 286). Помилование не последовало.

В 1950, по отбытии заключения, С.П.Постников направлен на жительство в г. Никополь, к сестре (как инвалид), где проживал до 20 марта 1953 года. В 1951 году с 1 мая работал швейцаром в «Чайной» (ныне ресторан «Волна», с зарплатой 200 рублей в месяц. Его помнит никопольчанин Марк Дмитриевич Продан, которому довелось не только с ним общаться, но и учиться на показательных примерах. Именно Марк Дмитриевич был очевидцем того, как С.П.Постников одним своим голосов и поведением оказывал сильнейшее влияние на распоясавшихся ресторанных удальцов, которые по уходу еще и одаривали чаевыми высокого и седого швейцара. Сергей Порфирьевич подарил Марку – студенту техникума, теплое пальто и фуражку, которые на него в тот момент были малы. А когда Марк вернулся домой после службы в армии, то подаренная одежда оказалась большим подспорьем. Удалось автору строк разыскать в Никополе еще одного очевидца отрезка жизни С.П.Постникова, это оказалась его двоюродная внучка – Покидина Наталья Николаевна. Именно у нее сохранился небольшой семейный архив в виде фотографий и писем С.П.Постникова, которого она с любовью называет дедушка Сережа. Продан.М.Д. и Покидина.Н.Н. рассказали, что С.П.Постников находясь в Никополе вел активную переписку с известными литераторами, историками, критиками, такими как Паустовский, Булгаков, Пастернак, Гумилев, Савицкий, и т.д. Кроме этого, по письменным просьбам авторов произведений рецензировал их работы, что давало небольшой приработок к его основной зарплате. Нередко к С.П.Постникову приходили посылки из Москвы и Праги, но он зачастую отказывался их получать, так как на оплату посылки необходимо было израсходовать все месячное жалованье. В никопольский период жизни С.П.Постникову было отказано в получении пенсии, которая ему бала определена Пражской Академией Наук, и единственно что позволяло удерживаться «на плаву», это частные денежные переводы из Москвы, и гонорары за литературные рецензии. Каждую пятницу С.П.Постников ходил отмечаться в местную милицию, этот факт говорит о том, что он официально находился в ссылке, и был лишен гражданских прав.

В сентябре 1955 года Постников писал в Ясную Поляну - своему другу и коллеге, прожившему долгие годы в Праге и основавшему в Збраславе Русский Культурно-Исторический музей, - В.Ф. Булгакову: " Примерно через неделю я еду в Прагу для окончания своей большой библиографической работы по вопросам русской эмиграции до Отечественной войны. - Сговариваюсь относительно моей работы с Московскими учеными учреждениями. -Меня интересует судьба вашей библиографической работы для которой я давал Вам кое-какие материалы. - Осталась ли она в Праге или Вы имеете ее при себе. Она, конечно, имеет историко-литературное значение. А зная Ваш метод работы, я уверен, что она сделана полно и тщательно. Большой библиографический указатель Ученых Трудов за рубежом, составленный Спекторским Е.В., Ваша работа о художественной литературе и будущая моя работа (она наполовину уже готова) о политике и идеологии эмиграции - для будущего историка нашей эпохи может сослужить большую рол ь...".

И если роль и значение их работы были ясны Постникову и Булгакову уже тогда, то намного труднее оказалось объяснить это Московским ученым учреждениям, переговоры с которыми закончились тем, что рукописи взяли (не заплатив ни копейки) и положили на долгие годы на дно спецхрана.

В 1955 году С.П. Постников вернулся в Прагу, где и продолжал посильно трудиться. Для современных историков остается малоизвестным один исторический факт: - после возвращения в Прагу на одном заседании зачитывался доклад о первых годах после революции в России. Зашла речь о выстреле Фанни Каплан и докладчик упомянул о том, что по общепринятой версии это покушение готовили эсеры. Постников встал и сказал: "Это неправда. Я входил в руководство партии. Мы к Каплан никакого отношения не имеем".

С.П.Постников пройдя круги «советского рая» не был сломлен духовно и физически. Читая его предсмертные письма приходиться удивляться целеустремленности и духовной чистоте поистине гениального человека, который жил и творил для будущего, помогая близким и малознакомым людям, живя раньше своей эпохи.

Скончался С.П.Постников 29 января 1965 года. Смерть его была во сне, мгновенная и тихая, он даже не смог позвонить в дежурный звонок, который провели к его постели заботливые друзья, последователи и почитатели его безмерного таланта. В последние годы жизни С.П.Постников распологам определенными денежными средствами, которыми всячески одаривал близких, пытаясь таким образом разрешить житейские проблемы.

Похоронен С.П.Постников на Ольшанском кладбище, на похоронах был цвет эмиграции, люди не стеснясь и откровенно скорбя о смерти выдающегося человека не прятали слез своего горя.

Ежегодно 12 мая вот уже более десяти лет потомки эмигрантов собираются на Ольшанском кладбище у православного храма, где на стене висит мемориальная доска с надписью на русском и на чешском: “ Вечная память! Русским, украинцам и представителям других народов Российской империи, в 1917 году отвергнувшим коммунистическую утопию ‹…›, которые в двадцатых годах нашли дом в демократической Чехословацкой республике. А спустя четверть века стали первыми жертвами послевоенного прокоммунистического оппортунизма, который допустил похищение их в 1945 году в советские тюрьмы и концентрационные лагеря, где они погибли или без вести исчезли …”

В этот день проходят негромкое собрание, молебен в храме, и затем еще одна поминальная молитва — в подвальной церкви бывшего “профессорского дома” в одном из районов Праги, — отсюда тоже увозили в ГУЛАГ российских интеллигентов, которые стали бы гордостью так бесчеловечно отринувшей их страны. Возможно, что тогда мы жили бы в несколько ином, более развитом и цивилизованном государстве.

Литература:

1. Павел Макаров. Человек.Ученый. Патриот. – // Издательство «Лебедь» Бостон. США.11 декабря 2005.

2. Евгения Фролова. Непопулярная эмиграция. // «Нева» 2006, №10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: