double arrow

II. Типы партий и партийные системы.

Наиболее часть встречающий критерий типологизации партий - идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на Доктринальные
/сориентированные, прежде всего на защиту своей идеологической чистоты/,
Прагматические, - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также Харазматические – в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшее дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные и идеологические объединения. Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от Социальных /аграрные партии/, Этнических /ультралевая баскская партия «Эрри батасцна»/, демографических /женские объединения/ и культурологических /партия любителей пива/ оснований образования этих институтов власти. Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии Парламентские, Лейбористские, Авангардные. Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии – лидеры и партии – аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д. Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии – кадровые, массовые и строго централизованные. Первые из названных отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организованного строения является политический комитет /лидеров, активистов/. Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы, прежде всего, на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората. Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя и здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональных групп, сторонников известных лидеров и идей. Однако в отдельных случаях формирование партий подобного типа возможно и комбинированным путем, подразумевающим соединение усилий элитарных кругов и рядовых граждан. Учитывая разнообразие форм деятельности, направленности и иных аспектов функционирования массовых партий, некоторые теоретики, и в частности Ж. Блондель, выделяли среди них представительные партии западного типа, коммунистические и популистские. И, наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающие, связующее эти организации начало. Для таких партий, к ним относятся коммунистические и фашистские, по Дюверже – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий движения и почитания политических вождей. В современном видении партии не столько оппозиционная, сколько лояльная по отношению к существующему строю силы. Суждения об отношении государства к партиям прошли путь от требований разрушения и уничтожения партий к недопустимости подчинения государства партиям и возможному их использования для решения государственных задач. Получила признание мысль о необходимости ограничения государством неистовства партийных фракций, ограничения свободы партий. Практически реализация этих предложений произошла спустя почти два столетия. Собственно партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам партийно-государственных отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа парий выделяют одно партийные системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные – с одной доминантной партией, двухпартийные и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод, типологизации партийных систем несовершенен: демонстрирую численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о Демократических, Авторитарных и Тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, о системах социалистических и буржуазных. Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, Действующее законодательство, прежде всего избирательные законы, а так же социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями тех или иных строт, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогрев напряженность общественных отношений. Если же социальные группы ориентируются на единую систему ценностей идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно- государственных связей. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединения. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа, как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий. В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступает наиболее оптимальной формой одновременно условием демократического развития общества. Правда, ученые и практики расходятся в оценках, какая конкретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без неё. Например, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства. Опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит о пользе многопартийности без доминантной партии. В демократическом обществе партии являются посредником между обществом и государственной властью. Партии выражают определенные социальные интересы и стремятся обеспечить их реализацию через государственную политику. Следовательно, сущность политической партии состоит в том, интересы каких социальных групп и слоев она в конечно счете объективно выражает, защищает и проводит в жизнь. Политические партии выражают из политических движений и являются их специфической разновидностью. Политическая партия является таким политическим движением, которое обладает высокой организацией и стремится к реализации своих целей путем борьбы за власть или за её осуществление и программно не ограничивается лишь оказанием воздействия на способ осуществления власти. Отличаясь высоко организацией и артикуляцией. Имея основные черты политических партий /организованные группы граждан, стремящиеся к достижению общих целей путем борьбы за власть или осуществления власть/, многие из них первоначально формировались как объединения, союзы. В странах третьего мира под термином «партия» выступают классы, правящие группы или аморфные группировки, не имеющие ни организационных, ни идеологических черт обычных политических партий.
История политической мысли отводит важное место отношению к политическим партиям. Это отношение не всегда было однозначным. Со времен античности устоявшейся традицией политической мысли является антипартизм, т.е. критическое, отрицательное отношение к партиям. В них видели силу, противостоящую государственному единству, причину мятежей, силу подрывающую государственные структуры, вызывающую конфликты между согражданами, препятствующему выражению общей воли. В 19 – 20 веках линию антипартизма развил Р. Михелье, рассматривавшие партии, как инструменты, ограничивающие демократию, где возникают на одном полюсе с олигархическим руководством, а на другом – безгласная партийная масса. Усиление олигархических тенденций в жизни партий Мехлелье определил как «железный закон олигархии». Для демократии – первое появление профессионального руководства означает начало конца. И в некоторых современных политологических концепциях сохраняется партийный негативизм. Наряду с антипартизмом постепенно развивались, и укреплялась линия более нейтрального, взвешенного, подчас даже позитивного отношения к партиям. Так, тот же Макиавелли видел полезность партий во взаимном контроле. Бэкон считал, что государство, умело, маневрируя между париями, может повысить свою политическую стабильность. Как устойчивые объединения людей, служащие общественным интересам определил политические партии Берк.

Руссо также признавал важную роль партий в совершенствовании политической системы, регулирований общественных интересов. Существенный сдвиг произошел в интерпретации взаимоотношений партий и государства. Учение о партиях как оппозиционной по отношению к государству силе, контролирующий и критикующий его действия было тщательно разработано в немецкой политической науке 19 века. Немецкий философ Руге, видел задачи партии в умеренно-реформистском отрицании существующего государства и власти, в оппозиции к правительству. На сходных позициях стоял и Маркс, поставивший, задачу соединить теорию построения бесклассового общества с революционной деятельностью пролетарской партии. Постепенно утвердилась идея о взаимосвязи партий, с одной стороны, свободы и демократии – с другой стороны. Монтескье рассматривал их как показатель демократичности политического строя, характеризующий качество и степень свободы. Западные политологи в своем большинстве рассматривают политические партии как необходимый элемент политики, её двигатель, силу, определяющую направление действий правительства. Ныне политические партии являются важнейшим инструментом парламентаризма и демократии. История американских и европейских политических партий является одновременно историей политического строя и историей социальных преобразований. Именно эти два фактора решающим образом повлияли на их появление и развитие. Партии могут и должны рассматриваться как элементы строя, а также с точки зрения отношений, существующих между ними и социальными, прежде всего классовыми силами, действующими в обществе. В России ленинские принципы партийного строительства, с формулированные в уставе РСДРП – условия членства в партии, отбор, контроль за их деятельность, жесткая дисциплина, специализация партийной работы, а также претензия на единоличное представительство интересов рабочего класса – все это придавало партии черты некого корпоративного объединения. Такое органическое противостояние партии природе демократии не позволило, как показал следующий опыт реформировать её. Другим важным критериям типологии политических партий служит связь её внутреннего облика с характером избирательной системы в стране. В США, например, вся организационная работа партий, вся их повседневная практическая деятельность подчинена организации избирательных компаний. С точки зрения легальности партии могут оцениваться как легальные, полулегальные и нелегальные. Партии могут различаться также по их социально-классовой базе и составу, по типу их организации, по их месту в системе власти, по их идеологическому облику. В наше время, в основном можно выделить следующие типы партийных систем:

1. Однопартийные системы, при которых исключается даже минимальное существование других партий.

2. Фактически однопартийные системы, замаскированные под многопартийность

– тотально-идеологический и организационный контроль государственной партии с жестко регламентировано.

3. Формально многопартийные системы, в которых ключевые позиции политической жизни заняты двумя политическими партиями, периодически сменяющими друг друга у руля политической власти.

4. Многопартийные системы, функционирующие на государственном уровне как устойчивые коалиции двух или более партий, сохраняющие союзнические отношения как при участии в правительстве, так и в оппозиции.

5. Многопартийные системы плюралистической направленности, которые могут вступить в соглашение лишь по вопросам коренной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: