Культура, искусство и средства массовой информации

Культура имеет религиозные корни. Она возникла в результате изгнания человека из рая, когда тот оказался перед необходимостью бороться за выживание, возделывать землю, одомашнивать животных, возводить жилье. Как сохранение окружающего мира и забота о нем культура является богозаповеданным деланием человека, его долгом. Культура – это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В узком смысле культура — это сфера духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, мировоззрение, формы общения людей.

С культурой тесным образом связано искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественно-образное постижение и освоение мира. Оно призвано духовно и эстетически насыщать и воспитывать людей, пробуждать в них совесть, вызывать рефлексию.

РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ выступает за развитие культуры и искусства. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Изменчивые настроения мира не должны быть причиной для отказа от достойного наследия прошлых веков. Культура и искусство позволяют лучше увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. Это относится ко всем видам человеческого творчества, которое необходимо вернуть к своим изначальным религиозным истокам. Философы, художники, поэты, писатели, актеры, музыканты, архитекторы должны обращаться к средствам культуры и искусства, чтобы возделывать души людей, в том числе собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий, помочь другим людям переступить границы чисто земной жизни, предлагая путь очищения сердца, общения и соработничества с Творцом.

Составной частью культуры является национальная культура – культура одного народа (этноса) или группы родственных и исторически тесно связанных между собой народов (этносов). Творцом и носителем нашей национальной культуры выступает народ, главным образом, русский народ, являющийся одним из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира, достигший политической самостоятельности и сохранивший ее. Русская культура является ядром нашей национальной культуры. Поэтому особое внимание мы уделяем русской культуре.

Громадное значение для формирования русской культуры сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте. Результатом крещения Руси стало не только ее вхождение в тогдашний цивилизованный мир, рост международного авторитета, укрепление дипломатических, торговых, политических и культурных связей с другими христианскими странами, не только создание культуры и искусства Киевской Руси. С этого момента определились геополитическое положение России между Западом и Востоком, ее ориентация на Восток.

Принятие византийского христианства способствовало отчуждению России от Западной Европы, закреплению в русском сознании идеи своей особости, представления о русском народе как о богоносце, единственном носителе истинной веры – православия, идеала, воплощаемого в соборном единении людей. Православие выражает особенности развития русской культуры на всем ее протяжении, особенно в допетровскую эпоху, важнейшими из которых являются глубокая религиозность, эмоциональность, коллективизм, приверженность самодержавию и т.д.

Принятие православия укрепило также русскую крестьянскую общину, которая оказала большое влияние на русскую культуру. Ценности русской культуры в значительной степени являются ценностями русской крестьянской общины. Сама крестьянская община, «мир» как основа и предпосылка существования любого человека, является одной из древнейших ценностей. Ради «мира» человек готов жертвовать всем, в том числе своей жизнью. Интересы коллектива вопреки личным планам, целям ставятся выше интересов личности. В ответ на это русский человек рассчитывает на поддержку «мира», когда он сталкивается с житейскими невзгодами. Русский человек предпочитает откладывать свои личные дела ради общего дела. Он твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, более важные, чем его собственные, а потом это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению. Чтобы быть личностью, русский человек должен стать соборной личностью. Подчинение интересов отдельного человека интересам общины позволило русскому народу сохраниться как самостоятельному этносу.

Справедливость – ценность, которая изначально понималась как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве мужчин по отношению к земле. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая справедливость и была правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. Для русского человека не так важно, как было или есть на самом деле; намного важнее, что должно быть.

Терпение и страдание во имя «мира», воздержание, самоограничение, жертвование собой в пользу другого, подвижничество. «Бог терпел, да и нам велел». Без этого нет личности, нет статуса, нет уважения окружающих. В этом заключается причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может вытерпеть очень многое, тем более перенести материальные трудности и лишения, если он знает, зачем это нужно. Смерть за Родину, гибель «за други своя» всегда приносили герою бессмертную славу.

Практически с первых веков своего существования Россия непосредственно соприкасалась также с мусульманским миром. По мере своего расширения российское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами и буддистами. Многовековое проживание русских бок о бок с другими народами привело к возникновению на территории России уникальной цивилизации, основывающейся на мирном сосуществовании различных культур и религий. Для татар, башкир, чеченцев, евреев, бурятов и других народов России культурные традиции являются источником их национально-религиозного самосознания и играют огромную роль в их жизни. Хотя годы атеистической пропаганды нанесли значительный урон культурным и религиозным традициям, каждый народ в целом сохранил свои самобытные черты.

В связи с тем, что в России, занимающей срединное положение между Европой и Азией, постоянно сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – западный (католический, протестантский, секулярный) и восточный (индуистский, буддистский, исламский), для русской культуры характерны такие специфические черты, как: поляризованность, дихотомичность, бинарность, противоречивость. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Русская культура сочетает европейское и азиатское, христианское и языческое, кочевое и оседлое, речное и степное, свободу и деспотию. В русской душе всегда боролись два начала: западное и восточное. Поэтому основной формой динамики русской культуры стала инверсия – изменение по типу маятникового качания – от одного полюса культурного значения к другому, от реформ к контрреформам. На разных этапах нашего исторического развития на авансцену выступала одна из трех линий социокультурной ориентации: в период Киевской Руси – византийская, в столетия монгольского ига – восточная, со времен петровских реформ – западная. При этом русская (российская) культура не просто впитывала все эти элементы, но синтезировала их в целостность.

Русская (российская) культура – это евразийская культура. Поэтому мы не можем быть западниками или славянофилами. Мы должны быть одновременно и западниками, и славянофилами, почвенниками и евразийцами.

Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету тяготеет к Западу, и мы должны ориентироваться на него, чтобы модернизировать страну. Но при этом мы выступаем против всеохватывающего, механического заимствования западного опыта, что происходит сегодня в экономике, культуре, искусстве и других сферах нашей жизни, причем наряду с целесообразным, высоко духовным перенимается отжившее, устаревшее, безнравственное, разрушительное.

Мы не можем смотреть на Россию как культурную провинцию Запада или Востока. Ценности русской (российской) культуры постоянно указывают на ее устремленность к высшему, трансцендентному смыслу. Таким смыслом является мессианская русская идея, национальная идея, поиску и осуществлению которой наш народ готов посвятить свою жизнь. Идея в истории менялась («Москва – Третий Рим», имперская идея, коммунистическая идея), но ее место в структуре ценностей всегда оставалось неизменным. Системный кризис, который сегодня переживает Россия, во многом связан с тем, что исчезла объединявшая наш народ идея. Нам нужно обрести новую фундаментальную идею. В качестве такой идеи РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ выдвигает создание общества личностей, «Второго Иерусалима».

В современной российской культуре имеются основания для выработки такого пути развития, главной ценностью которого являлась бы ориентация не на всевозрастающее материальное производство и потребительство и деньги, а на развитие человеческой личности, приоритет духовного над материальным и аскетическую умеренность. Холодному расчету, калькулированности, рационализму должны противостоять теплота человеческих отношений и самопожертвование, а индивидуализму – братская взаимопомощь, солидаризм и соборность. Культура сердца и разума должна стать основой мирной совместной жизни людей и политической деятельности на огромном нашем евразийском культурном пространстве. Евразийское сотрудничество и интеграция должны опираться на культурное мно­гообразие. России, а не Турции, Казахстану или Азербайджану должна принадлежать ведущая роль в межкультурном диалоге и решении всемирно-исторической проблемы Запада и Востока. Вот почему для нас отношения между западной и восточной культурами имеют первостепенное значение.

Русская (российская) культура, ее традиции всегда базировались на душевности, доброте, красоте, обращении к истокам, черпали свою силу и жи­вость, величие и красоту в духовной свободе. Источник великих произведений культуры и искусства – в свободе художника и его вдохновении. Наша партия придерживается той точки зрения, что для творческой дея­тельности нужно пространство, обеспеченное конституци­онным правом. С помощью государства необходимо под­держивать многообразие и творческое начало в культуре и искусстве. Однако государство не может уберечь от риска, неверного про­фессионального выбора, бескультурья и безобразия. Такое поле свободы могут гарантировать только сами носители культуры и искусства. Границы культуры и искусства проходят там, где они могут затронуть человечес­кое достоинство. Мы положительно относимся к кри­тическому диалогу между политикой и искусством, между публикой и художниками.

Наша партия выступает за сохранение и развитие национальной культуры, народного самосознания, за приоб­щение граждан к достижениям зарубежной и отечественной культуры и искусства, за поддержку культурных уч­реждений во всех частях нашей страны, за поощрение меценатства. То же самое относится к культурному наследию соотечественников, живущих за пределами Родины.

Мы признаем за каждым человеком и за религиозными объединениями право на нравственную оценку явлений культуры и искусства. Мы приветствуем творчество, которое способствует нравственному и духовному преображению личности. Светская культура и светское искусство могут нести духовно-нравственные ценности, добро, благую весть при любых условиях. Классическая литература, поэзия, живопись и музыка всегда остаются источниками религиозных знаний. Это особенно важно тогда, когда ослабевает влияние религии в обществе. Если же светская культура и светское искусство противопоставляют себя Богу, становятся антирелигиозными или античеловеческими, то мы решительно противостоим им. Однако наше противостояние не является борьбой с носителями такой культуры и такого искусства. Наша брань духовная. Она направлена на освобождение людей от пагубного воздействия на их души темных сил.

Мощнейшим ретранслятором культуры и искусства сегодня являются средства массовой информации, которые заслуженно называют «четвертой властью». Задача СМИ – предостав­лять широкий выбор информации, в том числе образовательного и развлекательного характера. Развитие коммуникационной техники привело к тому, что уровень информированности граждан и общественное мнение в большой степени определяются теперь средствами массовой информации. При этом урав­новешенное и объективное освещение событий не должно препятствовать выражению мнений отдельных групп. Наша партия выступает за соревнование между общественными и частными компаниями на радио и телевидении, за разнообразие программ и снижение опас­ности мелочной опеки и манипуляций. В теле- и радиопрограммах необходимо защищать такие важные ценности, как мораль, конституционный порядок, человеческое достоинство, брак и семья, а также религиозные убеждения.

В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и произведения «массовой культуры» нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные извращения, другие греховные страсти. Опас­ности подвергаются прежде всего дети и подростки. Их нужно воспи­тывать на примере выдающихся личностей. Члены наблюдательных советов призваны исполнять свои обязанности по надзору за СМИ в соответствии с Конституцией.

Профессия журналиста связана с основными конституционными ценностями. В рамках свободы слова и свободы печати нужно еще больше подчеркивать личную ответственность за правдивую информа­цию и соблюдение человеческого достоинства. Нужно защищать права личности от злоупотреблений и нарушений.

Политика нашей партии в области средств массовой информации ориентиру­ется на образ совершеннолетнего гражданина, который умеет рационально пользоваться растущим спектром услуг, предлагаемых всеми СМИ, и критически их осмысливать. Поэтому мы подчеркиваем осо­бое значение средств массовой информации для воспитания школьни­ков и образования взрослых. Мы будем наращивать свои усилия в борьбе за более надежную духовную защиту молодежи.

Пользование средствами массовой информации, прежде всего интернета, в нашем обществе растет. Но одновременно растет и ответственность разработчиков про­грамм и сайтов, издателей и журналистов. Пропаганда насилия, порнография, оккультизм и им подобные телетрансляции, угрожающие психике людей, особенно молодежи, — это не доказательство свободы, а выражение безответственности. Сейчас следует больше, чем прежде, взывать к чувству ответственности граж­дан за общество и политику.

РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ поддерживает сохранение большого разнообразия печатной про­дукции. Но так же, как на радио и телевидении, издатели и собственники газет должны проявлять величайшую ответственность.

Большое значение наша партия придает равномерному снабжению населе­ния всех регионов страны литературой и периодической печатью через широкую сеть публичных и частных библиотек. Книги, журналы, газеты и иные печатные и электронные издания должны нести людям культу­ру, в том числе культуру речи, и основательные знания. Человек нечитающий резко ограничивает пространство доступных ему смыслов и тем самым обедняет свою жизнь. Это человек немыслящий, с ограниченными возможностями. Обеднение и разрушение системы жизненных смыслов личности – это обессмысливание самой жизни. Последствия нарастающей пандемии под названием «острый синдром дефицита читательской культуры» очевидны. Когда большое количество людей перестают активно размышлять, анализировать, действовать сознательно и целеустремленно, неизбежно деградирует культура в целом и профессиональная культура в частности. Это негативно сказывается на «экономике знаний» и ведет к отрицательным политическим результатам: человек с ограниченным опытом распознавания смыслов легко поддается манипуляциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: