Основные принципы управления поведением ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

(Рекомендации для родителей)

Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиваться согласно его потенциалу.

Есть дети, которые родились, чтобы тут же выскочить из колыбели и умчаться. Они не могут посидеть спокойно даже пять минут, они кричат громче всех и чаще всех рвут штаны. Они всегда забывают тетрадки, и каждый день пишут «домашняя работа» с новыми ошибками. Они перебивают взрослых, они сидят под партой, они не ходят за ручку.

Это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Родители, детей с СДВГ, то и дело слышат про своих детей:

«Работаю 30 лет, но такого безобразия не видела». «Да у него синдром невоспитанности». «Ему нужно ремня».
На самом деле этим детям нужен не ремень и не стояние в углу, а помощь врачей и психологов, профессионализм педагогов, принятие и любовь родителей!

Причиной СДВГ, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы.

Несмотря на то, что причины СДВГ биологические, основные факторы, влияющие на проявление СДВГ, на психологическое развитие ребенка в целом – психосоциальные.

Обучение родителей специфическим методам управления поведением ребенка не изменит особенностей функционирования его головного мозга, но может существенно повлиять на то, как функционирует ребенок в среде и как он развивается, и соответственно, каким будет его будущее.

Очень важно показать ребенка детскому неврологу тщательно выполнять его рекомендации!

То, что рекомендуется ниже, поможет вам избежать конфликтов с ребенком направить его избыточную энергию в «мирное» русло, научить контролировать поведение.

Рекомендации родителям гиперактивных детей:

1.В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

2. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

3. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.

4. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

5. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

6. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

7. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

8. Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

9. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

10. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

11. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

12. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

13. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

14. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

15. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

16. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

17. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

18. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребенку и повышали его уверенность в себе.

Положительный эффект применения родителями приемов управления поведением научно доказан – в результате существенно улучшается поведение ребенка, повышается уровень его функционирования, изменяется в положительную сторону самооценка как у детей, так и у родителей, снижается риск вторичных проблем.

Материалы взяты:

- из книги И. О. Романчук «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»

- интернет-ресурс http://adhd-kids.narod.ru/articles/adhd_souz_pediatrov_rossii.html

Подготовила педагог-психолог Морозова Г.А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: