Природа и общество

Земля – место существования. Человек и природа тесно связаны друг с другом, ибо все, что необходимо для жизни, он берет от природы, используя ее богатства. С помощью человека природа полнее раскрывает свои жизненные силы. Однако, вторгаясь с помощью современной техники в природные процессы, человек нередко нарушает закономерности их протекания. В результате таких воздействий значительно сократились площади лесов, исчезли с лица Земли многие виды животных, начался процесс загрязнения воды и воздуха, стали резко сокращаться природные ресурсы. Разрушая природу, человек угрожает собственному существованию.

При условии ускоренного развития народного хозяйства проблема охраны окружающей среды стала одной из важнейших. При нерациональном использовании минеральных ресурсов запасы их истощаются.

Невозможно представить свою жизнь без воды. И хотя огромны ее запасы

на Земле, чистой воды становится все меньше и меньше. При загрязнении рек, озер и других водных источников промышленными и сельскохозяйственными отходами причиняется вред здоровью людей, рыбным запасам, сельскохозяйственному производству.

Воздух – щит Земли, предохраняющий ее от губительного воздействия космоса. Воздух необходим человеку, всем живым существам, растениям. Без воздуха невозможна жизнь на Земле.

Значительное место в жизни людей занимают животные. За последние 300 лет с лица Земли исчезло более ста видов. В настоящее время под угрозой исчезновения находится более 600 видов. Когда тому или иному виду грозит опасность, он заносится в Красную книгу. Люди стараются спасти таких животных, как зубр, сайгак, речной бобр и других.

Задание 2. Выпишите из текста предложения со значением условия, укажите способы выражения.

Задание 3. Разделите текст на смысловые части, выделите основную информацию.

Задание 4. От данных глаголов образуйте имена существительные; составьте с ними предложения, укажите способы выражения главных членов предложения.

Охранять, истреблять, уничтожать, защищать, загрязнять, осваивать, использовать, восстанавливать.

Задание 5. Замените простые предложения с конструкциями условия – синонимичными им сложными с придаточными условия.

1. При бережном отношении к природе можно сохранить ее богатства.

6. Без помощи человека невозможна защита животных и растений.

7. Сохранив рыбные запасы, можно сохранить ценные породы рыб.

8. В случае необходимости редкие и исчезающие виды растений и животных вносятся в Красную книгу.

9. Здоровье можно сохранить только при условии сохранения чистого воздушного бассейна.

Задание 6. Запишите в единственном и множественном числе наименования детенышей животных с помощью суффиксов: - енок-, -онок-, -ат(а)-,-ят(а)- от данных существительных.

Тигр, медведь, козел, волк, сайгак, олень, лось, заяц, бобр, белка, верблюд, лиса, слон, кролик.

Задание 7. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Мес…ный, небе…ный, ча…ный, чуде…ный, воскре…ный, нена…ный, опа…ный, бессове…ный, добле…ный, вку…ный, уме…ный, влас..ный, добросове…ный, прекра…ный.

Задание 8. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

При сохранении, при условии, охраняя природу, в случае загрязнения, при разумном использовании, с помощью ученых.

Задание 9. В составленных вами предложениях укажите главные члены предложения, назовите способы их выражения.

Задание 10. Найдите в предложении дополнение, определение, укажите способы их выражения.

Безотходные системы производства помогут решить проблему чистого воздушного бассейна.

Задание 11. Подготовьте заседание «Круглого стола» по вопросам охраны окружающей среды. Выступите с рассказами о проблемах в области экологии в Западном регионе Казахстана, подтвердите свои выступления фактами, примерами.

■ Тема № 12. Праздники, традиции, обычаи и обряды народов Казахстана

■ Цель занятия:

1. Охарактеризовать традиции, обычаи и обряды народов Казахстана (русских, татар, казахов, корейцев и др.)

2. Совершенствовать умения и навыки разбора БСП, составления сложных предложений, развивать устную речь.

3. Воспитать уважительное отношение к национальным традициям, обычаям и обрядам.

■ Содержание занятия

Лексика. праздник (традиционный, интернациональный, народный), подарок (дорогой, ценный) символ, смотр, конкурс, игры, песни и танцы, музыка, гулянья (массовые, народные), цветовая гамма, поздравления, эстрада, шествие (торжественное, централизованное, салют, фейерверк).

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте сложный план текста, подготовьтесь к краткому пересказу основной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: