Дорога длиною в жизнь

Есть хороший обычай: напутствовать тех, кто отправляется в дорогу. Это напутствие особенно необходимо людям, которые вы­брали трудную дорогу — дорогу длиною в жизнь. Эта дорога — в мир науки.

Чтобы не свернуть с дороги, на которой могут встретиться всякие трудности, и не пасть духом, надо быть, по словам академика А. Ок­ладникова, «рыцарем многих качеств». Необходимо в своем характере выковать социальную страстность и научную объективность, роман­тизм чувств и трезвость аналитического мышления, умение до конца отстаивать свою правоту и признавать свои заблуждения.

«Век живи — век учись!» — рекомендует народная мудрость. Эта поговорка родилась в далёкие времена, но и в наши дни она не потеряла своего смысла. Современный человек начинает учиться ещё с раннего детства. Дошкольные учреждения... Затем — школа... После школы — профессионально-техническое училище, техникум или институт. Для студентов, которые решили посвятить себя науке, ещё три года аспирантуры — школа ответственности и самостоятель­ности в научных исследованиях... Начав самостоятельную работу,мы продолжаем учиться. Каждый специалист знает: в наше время невозможно прожить с запасом информации, полученной в начале-жизни.

Если попытаться построить график, показывающий, как зависит интенсивность обучения от времени, то окажется, что эта интенсивность различна в разные периоды жизни и у любого человека;он может иметь, кроме того, свои особенности. Однако есть и общий «пик» — самый интенсивный период: он относится к студенческим годам, к сложному процессу получения знаний в институте или университете.

Мы живём в век научно-технической революции. Но ещё сегодня есть на земном шаре тысячи людей, которые помнят время, когда не было ни радио, ни авиации, ни даже автомобиля. Немногим более ста лет назад все источники электрической энергии на земле ограничивались несколькими гальваническими батареями, с которыми проводились лабораторные опыты. Мы часто говорим о высоких темпах развития науки с чувством гордости за свою эпоху, за могущество человека, раскрывающего самые сокровенные тайны природы.

Каждого молодого исследователя влечёт возможность сделать что-то важное, испытать неповторимую радость творчества. Но для этого ещё в студенческие годы необходимо учиться умению организовать самого себя, свою работу, своё время.

Многие качества необходимы в научно-исследовательской работе: скромность и увлечённость, хорошая память и широкий научный кругозор, умение критически оценивать результаты исследований, особенно своих, умение думать просто о самых сложных вещах, рассказывать о них в доступной форме... Все эти качества рождаются постепенно. Умение работать не приходит само собой. Ему нужно учиться в студенческие годы. {По Р. Хохлову, Н. Филипповскому.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: