Что такое НОТ?

Понятие НОТ применимо везде, где трудятся люди. НОТ (науч­ная организация труда) — это система мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий всех видов труда, которые обеспечивают постоянный рост производительности труда и развитие коммунистического отношения к труду.

НОТ необходим и на производстве, и в высших и средних учеб­ных заведениях.

В условиях научно-технического прогресса учёба в любом инсти­туте — и там, где готовятся инженеры, и там, где готовятся специа­листы других профессий, становится сложной задачей. Объём науч­ной информации, которую должны усвоить студенты не только в ву­зах, но и в техникумах, в школах, непрерывно растёт. Её изучение требует большого напряжения нервной системы.

В пособиях по организации самостоятельной работы студентов дано уже много рекомендаций. Те студенты, которые им следуют, достигают хороших успехов в учёбе при сохранении здоровья на мно­гие годы. К сожалению, ещё есть немало студентов, которые не поль­зуются такими рекомендациями. И жизнь, как правило, жестоко на­казывает их за это. Они либо отчисляются из вуза за неуспеваемость, либо теряют здоровье при неправильно организованной учёбе.

Дело не в неспособности овладеть вузовским курсом наук. Потенциальные возможности нашего мозга огромны. Профессор И.А.Ефремов писал в своей книге «Предвидимое будущее науки»:

«Если бы мы сумели заставить наш мозг работать хотя бы вполовину его возможностей, то для нас никакого труда не составило бы выучить десятка четыре языков, запомнить от корки до корки Большую советскую энциклопедию, пройти курс десятка высших учебных заведений». Он подчеркивал, что «наши школьные и вузовские программы предусматривают собой только крохи того, что может усвоить обычный средний человек».

Поэтому главное в учебе – вера в свои силы, воля и умение работать.

С сильной волей не рождаются. Волю воспитывают в труде. Там, где человек работает, он должен научиться делать то, что ему необходимо делать.

Главной задачей НОТ в вузе является совершенствование учебного процесса с целью достижения наилучших результатов наименьшими средствами в наименьшее время. Следовательно, НОТ должен быть направлен на повышение производительности труда студентов. Исходя из главной задачи НОТ, очевидно, что его первым принципом является принцип экономии учебного времени. Значит, второй принцип НОТ- это непрерывное совершенствование условий труда студентов.

Наибольшее повышение производительности труда возможно получить путем применения новой техники, механизации трудоемких процессов и их автоматизации. Поэтому третьим принципом является принцип опоры на новейшие достижения науки и техники.

Внедрение новой техники, новой технологии и новых методов труда всегда связано с расходом средств. Этот расход средств должен быть экономически оправдан. Отсюда следует четвертый принцип НОТ – принцип наибольшей экономической целесообразности проводимых мероприятий на любом участке работы.

Наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой является конспект.

Конспект требует активного мышления, творческого отношения к изучаемым вопросам. Конспект включает в себя другие формы записи: план, тезисы.

По объему источников выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные.

Для кратких отбираются лишь положения общего характера; в подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстрации; смешанный предполагает совмещение того и другого способа.

По форме передаваемой информации выделяются конспекты текстуальные и свободные.

При работе над текстуальным конспектом необходимо найти в изучаемом тексте текстуальный ответ на поставленный вопрос. Свободные предполагают запись текста своими словами, останавливаясь лишь на главном.

По количеству перерабатываемых источников конспекты бывают монографические (составленные по одному источнику), свободные (обзорные) и тематические ( по нескольким источникам на одну тему).

Составление конспекта предполагает следующие действия:

1. неоднократное чтение текста, составление вопросов и ответов на них;

2. смысловой анализ текста, результатом которого является понимание текста;

3. составление плана-программы будущего конспекта;

4. отбор необходимой информации;

5. переформулировку отобранной информации в более емкую форму;

6. запись переформулированной информации.

Задание. Прочитайте текст. Составьте конспект, использовав различные сокращения. Укажите, сколько смысловых частей в записанном вами тексте. О чем говорится в каждой смысловой части? Выскажите свое отношение к требованиям, предъявляемым к специалистам в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: